Лекция 8. СТРАТЕГИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Интеграция России в мировое экономическое пространство, возросшая роль внешнеэкономических связей в развитии отечественной экономики определяют настоятельную необходимость выработки научно обоснованной внешнеэкономической стратегии для каждого предприятия, которая активно способствовала бы прогрессу страны за счет эффективного использования имеющихся и потенциальных конкурентных возможностей каждого хозяйствующего субъекта страны. Актуализация данной задачи обусловлена кардинальными изменениями, происходящими в системе мирохозяйственных отношений под влиянием ускорения научно-технического прогресса, вследствие процессов глобализации и информатизации.
Таким образом, цели стратегий ВЭД предприятий связаны с необходимостью повышения международной конкурентоспособности предприятий российской экономики.
В общем случае ВЭД представляет собой совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций экспортно-ориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.
Согласно российскому законодательству в состав ВЭД входит внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, в том числе производственная кооперация, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).
Стратегическая реализация ВЭД осуществляется на уровне предприятий (компаний, фирм, предприятий, объединений и т.д.) на принципах полной самостоятельности в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами.
Поскольку ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой и экономической автономностью, выбор стратегии ВЭД имеет принципиальное значение.
Исходным принципом формирования стратегии ВЭД предприятий служит коммерческий расчет, отражающий аспекты хозяйственной, финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.
Характеристики ВЭД, предопределяющие стратегические направления ВЭД предприятия, приведены на рис. 8.1. Рассмотрим их подробнее.
Внешнеторговая деятельность — это предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
Международное разделение труда предполагает, что спрос на отдельные виды товаров в разных странах опре
Рис. 8.1. Характеристики ВЭД, предопределяющие стратегические направления внешнеэкономической деятельности
деляется способностью добывать дешевое и качественное сырье и производить из него продукцию, обладающую конкурентными преимуществами по сравнению с зарубежной. Торговля конкурентоспособной продукцией и извлекаемые из нее выгоды стимулируют страны к расширению производства таких приоритетных товаров, в результате чего затраты труда в этих странах концентрируются на производстве наиболее конкурентоспособных в международном сопоставлении товаров (работ, услуг).
Производственная кооперация во внешнеэкономической деятельности предприятий представляет одну из форм сотрудничества между иностранными партнерами в различных звеньях производственной цепи создания добавленной стоимости одного и того же продукта, обусловленную технологическим разделением труда. Сам технологический процесс разделения труда означает распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам, от изучения потребностей на внутренних и внешних рынках до доведения ее до конечных потребителей. Производственная кооперация наиболее характерна для однородных сфер производства и обращения, научно-технической, инвестиционной и сервисной областей. Широкое распространение производственная кооперация получила в обрабатывающих отраслях промышленности.
Согласованность действий партнеров в рамках реализации стратегической ВЭД посредством производственной кооперации достигается за счет:
— взаимного планирования экспортной и импортозамещающей продукции;
— прогнозирования и совместного ведения научных разработок, обеспечения их необходимой аппаратурой, приборами и материалами, испытательным и измерительным оборудованием и научно-технической информацией;
— организации процесса подготовки кадров;
— согласованной производственно-сбытовой политики. При этом участники процесса сохраняют собственность на средства производства, а сотрудничество обеспечивается на возмездной основе и строится по принципу прямых связей между производителями однородной продукции.
Международное инвестиционное сотрудничество предполагает взаимодействие с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансово-инвестиционного и материально-технического характера. К целям такого сотрудничества относятся расширение базы развития и выпуска экспортной продукции, ее систематическое обновление на основе критериев конкурентоспособности и облегчение процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи могут быть решены за счет организации, например совместного производства. Совместное предпринимательство возможно на базе совместных программ выпуска продукции и ее реализации в рамках концессий, консорциумов, акционерных компаний, международных неправительственных организаций и т.п.
Международное инновационное сотрудничество базируется на преимуществах международного разделения труда в инновационной деятельности с учетом таких инновационных признаков, как:
— возможность создания нового товара;
— возможность использования нового сырья (более дешевого или более качественного);
— возможность реализации новых технологий;
— возможность формирования новых, более рациональных организационных структур;
— перспективы освоения новых рынков (сбыта продукции, капитала, более дешевой или более квалифицированной рабочей силы и т.д.).
Подобный подход послужил активному развитию в мире транснациональных корпораций (ТНК), сочетающих в себе все перечисленные выше инновационные преимущества, что позволило им уже в начале XXI в. обеспечить создание более 1 /4 мирового валового продукта.
Таким образом, международная конкуренция подтолкнула предприятия к повышению своей эффективности на основе разработки и внедрения новой продукции в рамках международных схем. При этом в условиях глобализации международное инновационное сотрудничество может достаточно активно изменять и отраслевую структуру экономик государств, вынуждая их создавать новые производства и приспосабливать к новым условиям свои институциональные структуры, в том числе с участием ТИК, деятельность которых, включая перемещение знаний, технологий, капитала и т.д. не знает национальных границ.
Стирание межгосударственных границ для движения товаров, капиталов и информации в условиях глобализации обеспечивает ТНК все больше свободы для осуществления производственной деятельности по всему миру.
Валютные и финансово-кредитные операции в рамках ВЭД позволяют предприятиям и фирмам эффективно проводить внешнеторговые сделки в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютных операций, совершаемых в целях избегания курсовых потерь.
К немаловажным факторам при реализации стратегии ВЭД относится участие международных правительственных или не правительственных организаций. Международные организации играют существенную роль в современных международных отношениях как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора, международных соглашений по отдельным областям деятельности, наличие постоянно действующих органов и т.д.