Стимулы интернационализации компании и мотивация менеджмента
Важным фактором мировой конкуренции давно признана общая экономия от масштабности деятельности. Основной принцип стратегической логики состоит в том,
Рис. 3.2. Кривая жизненного цикла товара для примера Polaroid
что все, что бы ли делала компания, должно быть направлено на снижение ее затрат или повышение цен и обеспечение их большей устойчивости.
Для каждой компании характерен положительный эффект масштаба. Это означает, что полные затраты на производство и продажу единицы продукции или услуг компании снижаются с ростом объема продаж. Следовательно, чтобы иметь конкурентоспособные затраты, компания должна иметь достаточно большой объем производства и сбыта. По национальные рынки имеют ограниченные размеры, и компания, которая хочет производить большее количество продукции в целях снижения затрат на единицу изделия, вынуждена продавать ее за пределами своей национальной территории, так как внутренний рынок уже насыщен. Однако продажа в отдаленных местах сопровождается увеличением собственных расходов, прежде всего транспортных (для товаров в материально-вещественной форме). Существуют и другие, менее очевидные, но не менее реальные и значительные расходы: на адаптацию продукции под предпочтения иностранных потребителей (расходы на исследования, разработку и производство); расходы на управление работой, которая выполняется все дальше и дальше от компании. Таким образом, чем дальше компании приходится возить свою продукцию для продажи, тем дороже это обходится. Но при наличии экономии за счет масштаба затраты снижаются с появлением дополнительных объемов, и тогда складывается оптимальная ситуация.
Влияние глобализации рынка па стратегию компании с точки зрения ее затрат проявляется в разных сферах деятельности по-разному. В тех областях, где на производстве получается очень большая экономия от роста масштабов деятельности, а расходы, связанные с увеличением расстояния (транспортные, адаптационные, управленческие и т.и.), невелики, у компании есть стимул интернационализации ее бизнеса. Если компания уже достигла своего оптимального масштаба деятельности, ей не обязательно заниматься глобализацией. В том случае, если она все еще не вышла на оптимальный масштаб, тогда ей обязательно нужно расти, а рост предполагает выход в другие страны. Только в этом случае интернационализация имеет экономический смысл.
Интернационализация, в основе которой не лежит такой стратегический анализ, может обойтись компании очень дорого, так как она будет нести расходы, связанные с увеличением расстояния, не получая преимуществ, которые могли бы их компенсировать. Основной причиной того, что компании стремятся выйти на внешний рынок, служит желание продолжить рост, но стремление к росту не должно противоречить экономической целесообразности, поскольку расширение всегда стоит дорого и отвлекает руководство от основной деятельности.
Стимулом для интернационализации бизнеса компании служит приобретение конкурентных преимуществ в таких областях, как маркетинг, производство, финансы и управление.
Конкурентные преимущества в области маркетинга:
1) зарегистрированная в иностранном государстве международная компания освобождается от ограничений в сфере налогов и квот, применяемых к иностранным компаниям;
2) экономия затрат по продвижению товаров;
3) при производстве товаров за рубежом происходит более быстрое приспособление к изменениям рыночных условий в этих странах;
4) легче проводить маркетинговые исследования;
5) проще планировать и проводить рекламу;
6) облегчается принятие товара потребителем, так как компания воспринимается как национальная.
Таким образом, международная компания обладает большими возможностями по сравнению с национальной или экспортной компанией быстро реагировать на изменяющиеся рыночные условия, адаптируя к ним свою стратегию маркетинга. Многонациональная компания, выйдя за рамки государственных границ, объединяет рынки нескольких стран в единое рыночное пространство и активно действует в нем. Такая сбытовая стратегия дает значительные конкурентные преимущества.
При наличии межгосударственных торговых барьеров, напротив, региональный рынок разделяют на рынки отдельных стран, на каждом из которых осуществляется соответствующая ему маркетинговая деятельность. Либо два этих подхода совмещаются. Многонациональная компания, имеющая возможность применять альтернативные маркетинговые стратегии, реагируя на изменения международной внешней среды, приобретает гибкость и рыночную устойчивость. Стратегическая гибкость многонациональной компании проявляется в отношении маркетинга как существующих, так и новых товаров и других маркетинговых инструментов. Компаниям, не имеющим постоянного присутствия на внешних рынках, очень трудно осуществлять международный маркетинг.
Конкурентные преимущества в области производства:
1) менее затратное строительство предприятия;
2) относительно низкие затраты на оплату труда;
3) эффективное управление качеством;
4) доступное использование специальных технологий (например, дизайн и моделирование одежды);
5) легкая адаптация к требованиям стандартов инжиниринга;
6) легкая адаптация товаров к требованиям рынка;
7) экономия на приобретении сырья и комплектующих изделий;
8) экономия затрат на материально-техническое снабжение.
Многонациональная компания обладает гораздо большими, по сравнению с национальной компанией, потенциальными возможностями выбирать наиболее рациональный способ производства и сбыта в мировом масштабе, используя эффект крупномасштабного производства и международного разделения труда.
Конкурентные преимущества в области финансов:
1) возможность отнесения затрат по исследованиям и разработкам на уставный капитал;
2) получение разрешения на ускоренную амортизацию;
3) возможность свободного перевода или возврата прибыли па капитал и базовой суммы внешнего займа;
4) получение высокопроцентного дохода за счет продолжительного использования оборотных средств;
5) мобилизация на рынке капитала страны пребывания заемных и инвестиционных средств и получение экспортных кредитов.
Таким образом, многонациональная компания обладает преимуществом перед национальной, поскольку имеет альтернативы не только в выборе источников формирования активов, но и в получении краткосрочных займов, в сроках их возврата, доходах от использования временно свободных оборотных средств, амортизации. Многонациональная компания имеет преимущество не только и привлечении и распоряжении капиталом, но и в возможностях его международного перемещения. Кроме того, у многонациональной компании есть льготы в отношении иностранных инвестиций.
Конкурентные преимущества в области управления:
1) реализация на внешнем рынке конкурентных преимуществ, полученных на внутреннем рынке;
2) лучшие возможности диверсификации бизнеса;
3) стабилизация получения прибыли за счет диверсификации и географического рассредоточения бизнеса;
4) продление возможности использования в других странах уже известных в собственной стране товаров, идей, технологий, оборудования;
5) создание имиджа крупной многонациональной компании, повышение капитализации компании;
6) использование более дешевой рабочей силы и других ресурсов;
7) возможность использования результатов зарубежных НИОКР.