Статистическое изучение государственных финансов
Государственные финансы связаны с процессом перераспределения национального дохода для выполнения экономической, социальной и политической функций государства, служат для удовлетворения потребностей общества в целом и государственного аппарата в финансовых средствах. Традиционно основу государственных финансов составляют государственный бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит.
По экономической сущности государственные финансы проявляются в отношениях между государственными учреждениями и институциональными единицами других секторов по поводу формирования финансовых ресурсов в распоряжение государства и их использования на затраты по расширенному производству, нужды обороны и управления.
В поле зрения статистики государственных финансов входят традиционные разделы государственного бюджета и фонды, учреждения и объединения, для которых ведутся отдельные счета, содержащие информацию, дополняющую государственный бюджет. В тех случаях, когда финансовые вопросы решаются самостоятельными юридическими лицами вне рамок государственного бюджета и при участии частных структурных образований, возникает вопрос об определении границы между частным и государственным секторами. В международной статистической практике эта граница определяется непосредственной или опосредованной долей участия субъектов органов государственного управления, превышающей 50%, — по номинальному капиталу или праву голоса.
Так как статистика государственных финансов включает в себя не только статистику государственного бюджета, но и статистику хозяйственной деятельности государства, то она шире, чем система показателей счетов сектора учреждений общегосударственного управления (государственных учреждений). В системе национальных счетов государственные учреждения и объединения, располагающие собственным бухгалтерским учетом и покрывающие свои издержки полностью или в значительной части за счет реализации товаров и услуг, рассматриваются как часть предпринимательского сектора.
Методология статистического анализа государственных финансов имеет цель обеспечить комплексную концептуальную и учетную основу, пригодную для анализа и оценки налогово-бюджетной политики, в особенности результатов деятельности сектора государственного управления и более широкого государственного сектора любой страны. Сектор государственного управления можно кратко охарактеризовать как совокупность единиц, которые проводят государственную политику путем предоставления услуг преимущественно нерыночного характера и перераспределения доходов и имущества, причем оба указанных вида деятельности в основном опираются на обязательные сборы с других секторов. Государственный сектор включает в себя сектор государственного управления и контролируемые органами государственного управления единицы, называемые государственными корпорациями (организациями), основная деятельность которых заключается в проведении коммерческих операций.
Сформулированная цель статистического исследования государственных финансов определяет задачи, которые в общем виде могут быть сформулированы как анализ:
• масштабов государственного сектора, его вклада в совокупный спрос, инвестиции и сбережения;
• влияния налогово-бюджетной политики на экономику, включая использование ресурсов, ситуацию в денежно-кредитной сфере и национальную задолженность;
• налогового бремени;
• тарифного протекционизма;
• системы социальной защиты;
• эффективности государственных расходов на сокращение бедности;
• устойчивости налогово-бюджетной политики;
• чистого долга, чистой стоимости имущества и условных требований к органам государственного управления, в том числе обязательства по выплате пенсий в рамках системы социального обеспечения.
Для решения этих аналитических задач часто бывает необходимо использовать статистику по государственному сектору, а не по сектору государственного управления. Государственные корпорации (организации) — как финансовые, так и нефинансовые могут проводить государственную налогово-бюджетную политику самыми разными способами, и анализ их фискальной деятельности часто требует статистического изучения по всем осуществляемым ими видам деятельности, а не отдельно взятых статистических данных по конкретным операциям. Даже в тех случаях, когда статистические данные разрабатываются только по сектору государственного управления, требуется определенная информация по государственным корпорациям (организациям), отражающая уровень участия единиц сектора государственного управления в капитале государственных корпораций (организаций) и факторы его изменения.