Статистическая база исследований региональной экономики. Региональная и муниципальная статистика в России
Теории и модели региональной экономики пытаются объяснить наблюдаемые процессы расселения, размещения предприятий, их взаимодействия в пространстве, а также различия в социально-экономическом развитии отдельных территорий. Информационной основой анализа пространственного развития и поведения экономических агентов являются статистические данные. Теории и модели служат также для создания на их основе вычислительных методов изучения и прогнозирования социально-экономических процессов для решения прикладных задач, касающихся экономического развития конкретных регионов, городов и других территорий. Для применения этих вычислительных (в частности, эконометрических) методов также необходима надежная статистическая база. Поэтому изучение курса по пространственной экономике и региональному развитию логично (по аналогии с другими экономическими дисциплинами, в частности с курсами по макроэкономике) начать с ознакомления с существующей системой статистического учета данных, используемых в региональном экономическом анализе.
При разработке моделей и вычислительных методов, а также при адаптации их к решению задач на практике важно максимально использовать такие показатели, которые возможно получить на основе имеющихся данных статистики. В противном случае для показателей, не подлежащих статистическому учету, необходимо разрабатывать методики проведения обследований или опросов для сбора необходимой для моделирования информации.
Статистический учет является одной из функций государства, а также органов местного самоуправления. Для того чтобы статистические данные разных стран и регионов были сопоставимы и могли использоваться для международных сравнений, на международном уровне приняты документы по унификации статистической отчетности, рекомендации по методологии и нормативам сбора, обработки и распространения статистических данных.
Российская система статистического учета руководствуется международными требованиями к статистическим данным. Одним из основных принципов официального статистического учета в современной России является обеспечение возможности формирования статистической информации по стране в целом, по регионам и муниципальным образованиям. В настоящее время региональная статистика включает достаточно большой круг показателей, отражающих различные стороны развития территорий. Активно идет и формирование муниципальной статистики. На основе этой информации становится возможным проводить исследования социального и экономического развития территорий с использованием различных методов статистического анализа и моделирования.
Особенности государственного устройства Российской Федерации предусматривают разделение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией (федеральным центром), ее субъектами (регионами) и муниципальными образованиями. На федеральном и региональном уровнях сформированы и функционируют системы органов государственной власти, в муниципальных образованиях – органы местного самоуправления.
В Российской Федерации формируется и реализуется единая государственная политика в сфере официального статистического учета. Официальный статистический учет представляет собой деятельность по проведению федеральных статистических наблюдений и обработке полученных данных. Результатом этой деятельности, осуществляемой в соответствии с официальной статистической методологией, является официальная статистическая информация. Процесс формирования официальной статистической информации отличается значительной централизацией. Функции по ее подготовке осуществляет Федеральная служба государственной статистики (Росстат). В состав этой службы входит центральный аппарат на федеральном уровне и территориальные органы во всех российских регионах. Субъектами официального статистического учета являются федеральные органы государственной власти, а также иные федеральные государственные органы, осуществляющие (в сфере своей деятельности) формирование официальной статистической отчетности.
Необходимо отметить, что в истории российской статистики были периоды, когда она не отличалась столь централизованным характером, как в настоящее время. Так, на протяжении 1870–1917 гг. в России развивались как правительственная статистика, так и земская. После реформы 1861 г. в стране начали создаваться земства, которые являлись своего рода прообразами современных органов местного самоуправления. В 1870-х гг. в 27 российских губерниях были образованы губернские статистические бюро. К концу XIX в. из 34 земских губернии в 25 работали местные статистические службы. И хотя с 1894 г. деятельность земских статистических служб была поставлена под правительственный контроль, а с 1900 г. субсидировалась правительством, что ограничивало их независимость, они сыграли важную роль в формировании объективных данных о положении дел на местах.
В настоящее время в регионах и муниципальных образованиях могут создаваться управленческие органы, учреждения, предприятия, занимающиеся статистическим учетом. Однако самостоятельно подготавливаемые ими данные (вне системы деятельности территориальных органов Росстата) не будут относиться к официальной статистической информации.
Одним из основных принципов официального статистического учета в современной России является обеспечение возможности формирования статистической информации по стране в целом, по регионам и муниципальным образованиям.
В связи с этим по уровням агрегирования официальная статистическая информация делится на общегосударственную (в целом по России), региональную (по субъектам РФ) и муниципальную (по муниципальным образованиям).
Региональная и муниципальная статистика – система достоверной и объективной информации, формируемой в соответствии с официальной статистической методологией и характеризующей количественную сторону социально-экономических, демографических, экологических и иных общественных процессов в регионах и муниципальных образованиях.
Главной целью функционирования системы региональной и муниципальной статистики является удовлетворение потребностей органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и организаций различных форм собственности и направлений деятельности (в том числе СМИ), населения и международных организаций в объективной, полной, достоверной и своевременной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и иных общественных процессах в субъектах РФ и ее муниципальных образованиях.
Во всех регионах и муниципальных образованиях статистический учет ведется на основе методологического руководства Росстата и в рамках единой системы показателей, которая может дополняться в соответствии с потребностями региональных структур государственной власти и органов местного самоуправления. На уровне регионов система статистических показателей включает показатели, которые обобщаются для учета на федеральном уровне, а также показатели, необходимость учета которых определяется потребностями региональных структур государственной власти. На муниципальном уровне система статистических показателей состоит из показателей, интегрируемых в показатели вышестоящих уровней учета (федерального и регионального) и показателей, данные по которым готовятся для органов местного самоуправления.
Региональная и муниципальная статистика включает достаточно большой круг показателей, отражающих различные стороны развития субъектов РФ и муниципальных образований. В 2006 г. Росстатом была утверждена система показателей социально-экономического развития субъекта РФ. На уровне регионов территориальными органами Росстата готовятся издания (сборники, брошюры, экспресс-информации, доклады, материалы для СМИ и т.п.), содержащие еще более детальные, чем указано выше, статистические данные о социально-экономическом развитии соответствующего субъекта РФ. Такие издания различаются по масштабам охвата статистических данных (в целом по всем направлениям развития региона, либо по каким-либо отдельным, например, инвестиции, ВРП) и по периодичности подготовки (ежемесячные, квартальные, годовые). Так, данные по инвестициям готовятся в ежеквартальном режиме, по ВРП – один раз в год. Перечень выпускаемых (в печатном и электронном видах) изданий публикуется в сети Интернет на сайтах территориальных органов Росстата.
Муниципальная статистика не отличается таким разнообразным набором показателей, как региональная. Прежде всего это связано с большим числом муниципальных образований и высокой трудоемкостью организации статистического учета в них. Кроме этого, в России органы местного самоуправления не обладают такими широкими и важными полномочиями, как органы государственной власти регионов. Ресурсная база и круг вопросов, находящихся в ведении администраций муниципальных образований, существенно уже, чем на региональном уровне. Поэтому муниципальная статистика охватывает главным образом показатели, связанные с деятельностью органов местного самоуправления (здравоохранение, образование, социальное обслуживание, коммунальная сфера, бытовое обслуживание населения, розничная торговля и общественное питание, строительство жилья и др.). Росстат ежегодно утверждает перечень показателей, характеризирующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования.
Росстат сформировал также базу данных статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования (БД ПМО). Она размещена на официальном интернет-сайте Росстата в свободном доступе. База данных муниципальных образований включает 22 информационных блока. Кроме вышеназванной базы данных по муниципальным образованиям Росстат обладает информационным ресурсом, сформированным на основе Всероссийской сельскохозяйственной переписи, проведенной в 2006 г.
В отличие от регионального уровня, муниципальная статистика не учитывает пока целый ряд важных показателей. Это затрудняет проведение объективной оценки потенциала муниципального образования и определение перспектив его развития в будущем. Так, расчеты важнейшего макроэкономического показателя, характеризующего уровень развития территории – валового муниципального продукта, ведутся пока лишь в отношении небольшого числа крупных муниципальных образований. Опыт подобной работы имеется в Республике Коми, Республике Татарстан, Челябинской области и ряде других регионов. Территориальные органы Росстата также готовят и выпускают статистические сборпики но муниципальным образованиям. Однако некоторые важнейшие для органов местного самоуправления показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, могут быть получены только на основе сплошного статистического обследования предприятий, расположенных на территории муниципального образования. Такие наблюдения довольно дороги, результаты заменяющих их выборочных обследований не могут быть репрезентативны на уровне муниципальных образований.
Формирование официального статистического учета ведется в соответствии с Федеральным планом статистических работ (далее – ФПСР). Он составляется, как правило, на три года, утверждается Правительством РФ и содержит в том числе разделы, относящиеся к региональной и муниципальной статистике. ФПСР оформляется в виде таблицы, включающей четыре столбца (наименование информации; уровень агрегирования информации и группировка по классификационным признакам; периодичность выполнения работ; срок предоставления информации пользователям). В территориальном измерении уровень агрегирования информации, предусмотренной ФПСР, включает не только данные по стране в целом, регионам и муниципальным образованиям, но и по федеральным округам, районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Региональная и муниципальная статистика, как и общероссийская, базируется на единой статистической методологии, которая разрабатывается Росстатом. Результаты этой работы оформляются в виде сборников Методологических положений по статистике. Наличие единой статистической методологии позволяет применять на всех уровнях учета согласованные и единообразные методы классификации и группировки информации, систему обобщающих показателей, методы анализа.
Например, базовые подходы к расчетам основных макроэкономических показателей региона (ВРП и др.) соответствуют методологическим принципам, применяемым на федеральном уровне. Такие расчеты ведутся в соответствии с общими принципами Системы национальных счетов (далее – СНС). На уровне региона в качестве органической части СНС выступает Система региональных счетов. Ее применение, с одной стороны, обеспечивает получение систематической и сопоставимой информации о развитии экономики каждого региона, а с другой – дает картину регионального аспекта состояния национальной экономики.
В региональной и муниципальной статистике, как и на федеральном (общероссийском) уровне учета, применяется единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. Информационная совместимость различных баз данных, межрегиональный, межотраслевой и отраслевой обмен данными и применение единых методологических подходов обеспечиваются системой стандартных общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭСИ), увязанных с международными классификациями и стандартами.
В системе методологического обеспечения региональной и муниципальной статистики важное место занимают статистические группировки. Они представляют собой разбивку единиц статистической совокупности на однородные группы по наиболее существенным признакам. Содержательные и количественные отличия между единицами внутри групп, получаемые но итогам группировки данных, должны быть меньше, чем различия между единицами, отнесенными к различным группам и классам явлений. Использование данного метода позволяет группировать регионы и муниципальные образования по различным признакам, например, по территориальному (но федеральным округам, экономическим районам, регионам и т.п.), по уровню социально-экономического развития (выше среднего, со средним уровнем развития, ниже среднего, низким, крайне низким), по демографическим особенностям (с ростом численности жителей, с сокращением численности жителей, с высоким или низким уровнем рождаемости и т.д.).
При проведении региональных и муниципальных статистических исследований используется весь арсенал методов, применяемых в макроэкономической статистике. К ним относятся методы: средних величин, балансовый, массового статистического наблюдения и др. В то же время в региональной и муниципальной статистике применяется целый ряд специфических методов, связанных с исследованиями территориального среза экономических, социальных, экологических и иных общественных явлений. Среди специфических можно выделить методы: анализа структурных различий экономики региона (муниципального образования), территориальных рядов (группировки данных на основе использования аппарата математической статистики), территориальных индексов, парных сравнений территориальных индикаторов, снижения размерности региональной и муниципальной статистической информации и некоторые другие.
При анализе статистической информации на региональном и муниципальном уровне необходимо учитывать следующие особенности ее формирования. Статистические данные за последний отчетный период, как правило, носят оперативный характер и в последующие периоды могут уточняться. По наиболее сложным для расчетов показателям итоговые значения могут формироваться с большим отставанием от даты завершения последнего отчетного периода. Например, расчеты но определению значения показателя ВРП, как правило, завершаются по прошествии более чем года после окончания отчетного периода. Более ранние значения имеют оценочный характер. При проведении исследовательских работ по анализу результатов и хода развития региона (муниципального образования) за несколько лет, целесообразно использовать статистические сборники, содержащие отчетные данные по этим периодам. Использование данных, приводимых в различных годовых или квартальных выпусках статистических публикаций, может быть некорректным в случаях, когда там содержится оперативная информация, которая уточняется (досчитывается) в последующие периоды.
Сфера применения математических методов в статистических исследованиях постепенно расширяется. В дальнейшем можно ожидать повышения значения ведомственной и муниципальной статистики. Данные органов государственной власти регионов и местного самоуправления, а также подведомственных им организаций, которые не входят сейчас в состав официальной статистики, в будущем приобретут более высокое значение и будут интегрированы в единые информационные базы данных. Благодаря развитию информационных технологий появляется (и уже активно используется, главным образом в зарубежных исследованиях) возможность осуществления большого числа расчетов и операций по обработке статистических данных. Например, такая возможность позволяет использовать не агрегированные по той или иной совокупности данные (средние или суммарные показатели для региона, города и т.п.), а микроданные, характеризующие пространственные аспекты экономического поведения тех или иных агентов, и очищенные от персональных сведений, составляющих тайну и ненужных для исследований и моделирования. Увеличивается круг наблюдаемых показателей, их детализация, что повышает качество статистической работы и основанных на статистике исследований.