Специфические формы воспитания
Воспитательный процесс, как и все реальное в нашей жизни, имеет ОГЛАВЛЕНИЕ и форму. Философские категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в явлениях воспитания: первая указывает на то, что имеется, а вторая – в каком виде выражается. Форма воспитания – это оболочка для содержания, внешнее выражение процесса. ОГЛАВЛЕНИЕ и форма органично и неразрывно взаимосвязаны: изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот. ОГЛАВЛЕНИЕ формируется, а форма наполняется ОГЛАВЛЕНИЕм, при этом ведущая роль принадлежит содержанию.
ОГЛАВЛЕНИЕ воспитательного процесса, как известно, составляют качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности – духовные, нравственные, физические, эстетические, трудовые, социальные. На практике ОГЛАВЛЕНИЕ воплощается в конкретную форму, которая должна ему максимально соответствовать. Если соответствие нарушается, то воспитание сталкивается с серьезными, а иногда и неразрешимыми противоречиями. Так, стремление сохранить старые формы при новом содержании, равно как и желание скорее внедрить новые идеи в устаревшую организацию, вписать их в старую форму, созданную для реализации иного содержания, на ином уровне, в других условиях, неизбежно затормозит развитие.
История педагогики знает различные формы организации воспитательного процесса. Каждая из них создавалась для реализации определенного содержания в определенных условиях, которые, как известно, не остаются постоянными. Прежде всего изменялось число детей, на которое рассчитана та или иная форма: от единиц и десятков школьников в далеком прошлом до обязательного школьного воспитания всех детей сегодня. Поэтому первым основанием для анализа форм воспитания может быть количество. По данному критерию формы воспитания делятся:
• на индивидуальные (от одного до двух-трех человек);
• микрогрупповые (до пяти – семи воспитанников);
• групповые (коллективные), насчитывающие от 10 до 1000 человек;
• массовые, где верхний предел численности не ограничен.
Например, самая крупная в мире массовая форма воспитания – пионерская организация СССР в свои лучшие времена насчитывала в своих рядах более 18 млн детей от 7 до 14 лет.
Поскольку форма органически связана с ОГЛАВЛЕНИЕм, то можно выделять формы и по содержанию заложенной в них ведущей деятельности. Например, для содержания, имеющего нравственную направленность, формой должны стать урок нравственности, воспитательный час, воспитательное мероприятие нравственного характера.
Иногда формы воспитания дифференцируются по способу организации (направленности) деятельности. Здесь выделяют:
• ситуации естественного воспитания;
• специально организованные воспитательные ситуации;
• воспитательные игры.
Эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации – это общая закономерность, указывающая на то, что, несмотря на ведущую роль содержания, форма отнюдь не является второстепенной. Без надлежащей формы меркнет ОГЛАВЛЕНИЕ; его не удается ни надлежащим образом акцентировать, ни донести до сознания участников воспитательного процесса.
На реализации содержания, и особенно на управлении воспитательной деятельностью, сказывается число воспитанников: при увеличении числа воспитанников качество воспитания обычно снижается. Сравнение эффективности различных форм заставляет отдать предпочтение индивидуальным и микрогрупповым формам воспитания. Их неоспоримым преимуществом является возможность очень быстро и целенаправленно пересматривать формы организации воспитания, оперативно трансформировать педагогическую тактику при изменении условий. Однако высокая экономическая стоимость индивидуального и микрогруппового воспитания может стать серьезным препятствием на пути его широкого распространения. Большинство современных воспитательных систем перешло к использованию групповых (коллективных) форм воспитания, отличающихся достаточной эффективностью (при условии квалифицированного педагогического руководства) и относительно низкой экономической стоимостью педагогических услуг. Последняя причина – решающая при выборе формы воспитания в нашей стране.