Лекция III. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОЦЕСС ИНТЕРАКЦИЙ: ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ

1. Цели обучения

1. Охарактеризовать контекстные уровни практики социальной работы, представленной как целостный помогающий процесс.

2. Выявить структурный состав помогающей практики; сформировать представление о системе оценки взаимодействия и коммуникации в социальной работе.

3. Конкретизировать представления о субъект-объектных отношениях в процессе взаимодействия социального работника и клиента, о характере их взаимодействия и факторах, оказывающих на него непосредственное влияние.

4. Изучить особенности развития понятия помощи в теории социальной работы и выявить их влияние на формирование моделей практики социальной работы.

2. Компетенции

1. Общекультурные (ОК):

– способность учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни (ОК-1);

– эффективное применение психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия (ОК-4);

– умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-10);

– стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-11);

– умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-12);

– способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-13);

– умение осуществлять самоконтроль за состоянием своего организма и использовать средства физической культуры для оптимизации собственной работоспособности (ОК-19).

2. Профессиональные (ПК):

– умение создавать социально благоприятную среду в социальных организациях и службах (ПК-5);

– готовность к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального выгорания (ПК-8);

– способность к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (ПК-11);

– готовность соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12);

– умение исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социальноклассовых групп (ПК-13);

– способность к анализу специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14);

– умение составить практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-18);

– способность учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности специфику национально- культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия (ПК-23);

– способность учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-31).

3. Показатели компетенции

1. Знание особенностей культуры социальной жизни, благополучия, поведения различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп.

2. Понимание•.

– осознание, критическая оценка принципов и механизмов деятельности в рамках избранного профиля, конкретного случая;

– учет в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенностей национально-культурного и половозрастного развития граждан, их социального положения.

3. Применение полученных знаний:

– для выявления разных способов решения задач;

– учета специфики особенностей национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных этнонациональных и половозрастных, а также социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих благополучие граждан.

4. Коммуникативные умения: организация делового общения, приносящего максимальную пользу социальной защите населения.

5. Формирование критического мышления:

– способность к анализу, структурированию, оценке социальной информации с разных точек зрения, выделению в ней глав-

– умение анализировать специфику социокультурного пространства, инфраструктуру обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп.

6. Развитие умений самостоятельной работы: стимулирование мотивации профессионального развития, творческое участие в организационно-административной работе в подразделениях учреждений и служб социальной защиты населения.