Лекция III. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОЦЕСС ИНТЕРАКЦИЙ: ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ
1. Цели обучения
1. Охарактеризовать контекстные уровни практики социальной работы, представленной как целостный помогающий процесс.
2. Выявить структурный состав помогающей практики; сформировать представление о системе оценки взаимодействия и коммуникации в социальной работе.
3. Конкретизировать представления о субъект-объектных отношениях в процессе взаимодействия социального работника и клиента, о характере их взаимодействия и факторах, оказывающих на него непосредственное влияние.
4. Изучить особенности развития понятия помощи в теории социальной работы и выявить их влияние на формирование моделей практики социальной работы.
2. Компетенции
1. Общекультурные (ОК):
– способность учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни (ОК-1);
– эффективное применение психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия (ОК-4);
– умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-10);
– стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-11);
– умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-12);
– способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-13);
– умение осуществлять самоконтроль за состоянием своего организма и использовать средства физической культуры для оптимизации собственной работоспособности (ОК-19).
2. Профессиональные (ПК):
– умение создавать социально благоприятную среду в социальных организациях и службах (ПК-5);
– готовность к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального выгорания (ПК-8);
– способность к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (ПК-11);
– готовность соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12);
– умение исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социальноклассовых групп (ПК-13);
– способность к анализу специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14);
– умение составить практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-18);
– способность учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности специфику национально- культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия (ПК-23);
– способность учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-31).
3. Показатели компетенции
1. Знание особенностей культуры социальной жизни, благополучия, поведения различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп.
2. Понимание•.
– осознание, критическая оценка принципов и механизмов деятельности в рамках избранного профиля, конкретного случая;
– учет в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенностей национально-культурного и половозрастного развития граждан, их социального положения.
3. Применение полученных знаний:
– для выявления разных способов решения задач;
– учета специфики особенностей национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных этнонациональных и половозрастных, а также социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих благополучие граждан.
4. Коммуникативные умения: организация делового общения, приносящего максимальную пользу социальной защите населения.
5. Формирование критического мышления:
– способность к анализу, структурированию, оценке социальной информации с разных точек зрения, выделению в ней глав-
– умение анализировать специфику социокультурного пространства, инфраструктуру обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп.
6. Развитие умений самостоятельной работы: стимулирование мотивации профессионального развития, творческое участие в организационно-административной работе в подразделениях учреждений и служб социальной защиты населения.