Социальная политика государства

Социальная политика государства стоит в настоящее время практически на первом месте во всех развитых странах, осуществляющих государственное регулирование. В основе ее лежит необходимость обеспечить право человека на определенный стандарт благополучия в данном обществе и социальную защиту каждого члена общества. По сути, социальная политика - это политика регулирования социально-экономических условий жизни общества, основанная на поддержании отношений справедливости в обществе, регулировании отношений между отдельными социальными группами, обеспечении условий повышения уровня жизни всех членов общества.

Главным направлением социальной политики является политика формирования доходов населения. Распределение доходов в условиях рынка строится на том, что каждый собственник факторов производства получает свой доход в зависимости от спроса и предложения на этот фактор и от предельной производительности каждого фактора. Собственники рабочей силы, участвующие в производственном процессе, получают доход в зависимости от того, какую работу они выполняют и как они это делают, т. е. основным критерием здесь является труд. Собственники средств производства и денежного капитала получают доход в зависимости от размеров собственности и условий ее реализации. Поэтому в основе распределения в рыночной экономике лежит распределение по труду и по собственности, определяющее два основных источника дохода.

Полученный доход определяет уровень благосостояния, или уровень жизни отдельного человека. Для сравнительного анализа уровня жизни отдельных групп населения используют такие показатели, как средний доход и прожиточный минимум. Как правило, неравенство в распределении доходов предопределяет и неравенство в уровне жизни. И это неравенство увеличивается особенно зримо при переходе к рыночной экономике и в периоды кризисных потрясений. Дифференциация доходов продолжается и в настоящее время.

Проблема бедности стоит не только в нашей стране, она находится в центре внимания политики правительства всех стран, так как везде существуют неравномерность в распределении доходов и дифференциация населения. Для помощи беднейшим слоям населения и выработки эффективной политики распределения необходимо решить ряд конкретных вопросов. Во-первых, нужно определить критерий бедности и отделить понятие бедности от нищеты.

Вторая проблема связана с предпочтениями в распределительной политике. Один и тот же совокупный доход можно распределить по-разному. В одном случае можно представить ситуацию, когда 95% населения получают доход 3500 руб., а 5% - по 100 000 руб. В другом - 50% семей получают доходы по 2800 руб., а остальные 50% - по 7000 руб. Какую ситуацию предпочесть? Очевидно, что второй вариант дает более равномерное распределение доходов. Решение должно приниматься правительством, только исходя из конкретных условий социально- экономического развития каждой страны и тех целей, которые оно преследует.

Но в любом случае должен быть разработан комплекс мер по социальной защите населения в условиях рыночного хозяйства. Вся система социальной защиты должна строиться на определенных принципах. Прежде всего, государственная социальная зашита должна быть гарантирована любому гражданину страны во всех предусмотренных законодательством случаях. Это обеспечивает стабильность положения каждого человека только тогда, когда все социальные мероприятия не носят разового характера и не зависят от решения исполнительной власти.

Второй принцип социальной зашиты - дифференцированный подход к разным категориям граждан: меры по социальной защите инвалидов и здоровых трудоспособных людей должны быть различны. Если первому необходима социальная помощь и полное обеспечение, то второму государство должно гарантировать только возможность использовать свои способности к труду.

Третий принцип предусматривает в целях социальной защиты использовать меры предупреждающего характера. Особенно это относится к индексации доходов населения в периоды роста инфляции.

Источники средств социальной защиты предусматривают прежде всего использование доходов государственного бюджета, средств работодателей и получателей социальной защиты.

Государственный бюджет предусматривает формирование фондов для социальных целей в основном за счет налогов на доходы. Расходы на социальную программу составляют более половины государственного бюджета. Но социальная защита - это интегрированная система, она действует на всех уровнях, и каждый из них имеет свои специфические функции. В итоге решаются все основные социальные проблемы.

Вопросы для самоконтроля

Какие виды доходов существуют в рыночной экономике?

Что показывает кривая Лоренца?

Как считается коэффициент Джини?

Что такое номинальный и реальный доход?

Что такое социальная политика?

Каково главное направление социальной политики?

ЛИТЕРАТУРА

Бем-Баверк О. Избранные труды о ценности, проценте и капитале. - М.: Эксмо, 2009.

Борисов Е. Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2010.

Ивашковский С.Н. Экономика для менеджера: микро- и макроуровни - М.: Дело, 2010

Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Эксмо, 2007.

Маршалл А. Основы экономической науки. - М.: Эксмо, 2007.

Микроэкономика: теория и российская практика / Под ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова - М.: КноРус, 2011.

Мэнкью Н. Г. Принципы макроэкономики. - М.; СПб.: Питер, 2008.

Никифоров А. А.у Антипина О. Н.у Миклашевская Н. А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика. - М.: Дело и Сервис, 2008.

Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Избранное. - М.: Эксмо, 2007.

Самуэльсон П.,Нордхаус В. Экономика. - М.: Вильямс, 2010.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.- М.: Эксмо, 2007.

Тарануха Ю. В., Земляков Д. Н. Микроэкономика. - М.: КноРус, 2011.

Экономика / Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова - М.: Проспект, 2009.

Экономическая теория / Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена - М.: Инфра-М, 2004.

Экономическая теория / Под ред. И. П. Николаевой - М.: Проспект, 2009.

Экономическая теория (политэкономия) / Под ред. Г. П. Журавлевой - М.: Инфра-М, 2011.