Состав и структура налоговых органов Российской Федерации

Управление системой налоговых органов в нашей стране возглавляет Минфин России, к которому отошла часть функций ранее действовавшего Министерства но налогам и сборам РФ.

Итак, Минфин России утверждает:

– порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков;

– формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций.

Оперативное управление системой налоговых органов в России в настоящее время осуществляет ФНС России, которая находится в ведении Минфина России. ФНС России – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Кроме того, ФНС России осуществляет государственную регистрацию налогоплательщиков, а также обеспечивает представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Однако ФНС России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, утвержденных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также оказание платных услуг.

В целом структура налоговых органов построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в Российской Федерации, и состоит из трех звеньев. Федеральное звено представлено ФНС России, второе звено включает управления ФИС по республикам в составе России, краям, областям, округам, городам Москве и Санкт-Петербургу, наконец, основной элемент этой системы – налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах.

ИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ

Для целей повышения эффективности налогового контроля среди налогоплательщиков стали выделять отдельные категории. Одним из основных критериев был определен уровень финансово-экономических показателей их деятельности, по которому определяют крупнейших, крупных и традиционных налогоплательщиков. Для каждой категории налогоплательщиков разрабатываются специальные методики осуществления налоговых проверок. Соответственно, особенностью реформирования структуры налоговых органов на современном этапе стало создание межрегиональных (на федеральном уровне) и межрайонных (на уровне субъектов РФ) инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

Каждый налоговый орган признается самостоятельным юридическим лицом и в то же время находится в иерархической вертикальной подчиненности, входит в единую централизованную систему. Вертикальная подотчетность обусловливает порядок обмена информацией, порядок взаимодействия в осуществлении налогового администрирования, в том числе налогового контроля.

Управления ФНС России по субъектам РФ (УФНС России) в процессе своей деятельности взаимодействуют с соответствующими территориальными органами государственной власти. Они информируют ФНС России о соблюдении налогового законодательства на территории субъекта и о выполнении других функциональных обязанностей управления.

УФНС России является территориальным органом ФНС России и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно.

Управление является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Управление осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств.

Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через инспекции но районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня и во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Управление с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

– запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений но вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

– привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

– давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

– осуществлять контроль за деятельностью нижестоящих налоговых органов;

– применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства РФ;

– отменять решения нижестоящих налоговых органов или приостанавливать их действие в случае несоответствия законодательству Российской Федерации.

Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам представляет собой территориальный орган ФНС России, входит в единую централизованную систему налоговых органов, находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольна, имеет следующие полномочия:

1) осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов крупнейшими налогоплательщиками;

2) ведет в установленном порядке:

– учет крупнейших налогоплательщиков, подлежащих постановке на учет в Межрегиональной инспекции;

– учет (по каждому крупнейшему налогоплательщику и виду платежа) сумм налогов и сборов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени налоговых санкций;

3) осуществляет:

– мониторинг начислений и прогнозирование поступлений налоговых платежей от крупнейших налогоплательщиков;

– организацию и проведение мероприятий налогового контроля в отношении крупнейших налогоплательщиков;

– анализ информации, поступающей от налогоплательщиков, налоговых органов и иных источников, характеризующих деятельность крупнейших налогоплательщиков, схем уклонения от налогообложения, подготовку предложений но выявлению, пресечению и предупреждению данных схем; другие полномочия.

Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных также является территориальным органом ФНС России. Ее предназначение состоит в обеспечении автоматизированного контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, ведении в установленном порядке федеральных информационных ресурсов и информационном обеспечении деятельности ФНС России, в том числе реестров лицензий, разрешений, свидетельств и других информационных ресурсов. Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке информации уполномочена предоставлять в установленном порядке информацию органам государственной власти и местного самоуправления, налогоплательщикам, обеспечивает обмен информацией в электронном виде с органами государственной власти в соответствии с межведомственными соглашениями.

Межрегиональная инспекция ФНС России по федеральному округу наряду с общими функциями осуществляет взаимодействие с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе; проводит проверки эффективности работы управлений ФПС России по субъектам РФ по обеспечению правильности исчисления, полноты, своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательств, а также выездные (повторные выездные) налоговые проверки, назначаемые ФНС России; осуществляет анализ схем уклонения от налогообложения, подготовку предложений по выявлению, пресечению и предупреждению таких схем.

* * *

Налоговая система любого государства создается в целях обеспечения его финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения таких задач, стоящих перед государством, как поддержание внешней и внутренней безопасности страны, государственное управление, развитие экономики, проведение социальной политики и др. Налоговая система – система экономико-правовых отношений, реализующихся в совокупности налогов, уплачиваемых и взимаемых в государстве; правах и обязанностях (компетенциях) государственных органов власти и управления в области налогов; действиях совокупности уполномоченных (специализированных) органов в налоговой сфере.

Структурными элементами налоговой системы выступают:

1) совокупность взимаемых государством с организаций и физических лиц (налогоплательщиков) различных видов налогов, сборов, пошлин как форм проявления объективных налоговых отношений;

2) компетенции (права и обязанности) государственных органов (законодательных и исполнительных) в сфере налоговых отношений. В процессе деятельности законодательных и исполнительных органов власти вырабатываются принципы, формы и методы построения налогов, механизм исчисления налоговых платежей. Распределение компетенции в налоговых отношениях по уровням власти в федеративном государстве нередко называют налоговым федерализмом;

3) совокупность налоговых органов, которые организуют и осуществляют работу по контролю за правильностью исчисления налогов и за полнотой и своевременностью их уплаты, а также привлекают к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Классификация налогов – это их группировка по тем или иным наиболее существенным признакам, обусловленная целями обобщения и сопоставления. Классификация налогов позволяет глубже понять внутреннее ОГЛАВЛЕНИЕ системы налогов, выявив сходства и различия в разнообразии налогов, сборов, и свести их к небольшому числу групп. В настоящее время существует много классификационных критериев налогов. Наиболее распространенной научной классификацией налогов является выделение прямых и косвенных налогов. Прямые налоги – это налоги на доходы и имущество, учитывающие платежеспособность налогоплательщиков, их бремя лежит обычно на самом налогоплательщике. Косвенные налоги – это налоги на оборот (на расходы и на потребление). Косвенные налоги входят в цену (тариф), соответственно бремя их уплаты перекладывается с налогоплательщика на покупателя товаров (т.е. с налогоплательщика на носителя налога). Косвенными налогами не облагаются сбережения. Вторая классификационная группировка налогов является результатом группировки налогов исходя из государственного устройства и компетенции государственных органов по установлению налогов и управлению налоговыми платежами. В налоговом законодательстве РФ представлено именно такое деление: федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги.

Налоговая система является важнейшим структурным элементом рыночной экономики. Ее формирование происходит на стыке взаимодействия рыночных и государственно-административных механизмов. На становление и развитие налоговой системы оказывают влияние различные факторы, как объективные (исторические, экономическая эволюция, социальные явления), так и относительно субъективные (политические явления, войны, природные катаклизмы), как внешние, так и внутренние. Поэтому налоговые системы разных стран имеют существенные различия.

Одной из составляющих процесса формирования эффективной налоговой системы является установление принципов построения налоговой системы. В их основе лежат научные принципы налогообложения, а также основные принципы построения государства (конституция страны). В российской практике организационные принципы построения налоговой системы декларируются в ст. 3 НК.

Преобладание фискальной направленности в налогообложении в России было обусловлено тем, что создание налоговой системы в первые этапы ее развития проходило в условиях системного экономического кризиса, и главной задачей выдвигалось максимально возможное наполнение бюджета страны. Постепенное преодоление кризисных явлений в экономике изменило подходы к организации налоговой системы и налогообложения. При сохранении первостепенного значения фискальной функции налогов учитывается и возможность практической реализации объективно присущей налогам регулирующей функции, полноценного использования налогов как инструмента экономического регулирования.

Задача налогового администрирования в условиях развития рыночных отношений состоит и в оперативном реагировании на различные изменения в экономических и налоговых отношениях. Недопоступление налоговых платежей в бюджетную систему может сигнализировать о том, что:

1) действующие нормы налогового законодательства перестали отвечать потребностям экономического развития (отдельных отраслей, видов деятельности, операций и т.д.), и их следует проанализировать и возможно изменить;

2) применяемые методы контроля налоговых органов неэффективны в отношении вновь возникающих схем минимизации налоговых платежей и не способны перекрывать уход налогоплательщиков от уплаты налогов;

3) усилились международные интеграционные процессы, и возникла необходимость координации действий не только отечественных, но и зарубежных налоговых органов с учетом особенностей национальных налоговых законодательств, а также международных правил избежания двойного налогообложения.

Современная налоговая система России по своей структуре и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой практике налоговым системам.