ОГЛАВЛЕНИЕ воспитания и обучения

Под ОГЛАВЛЕНИЕм воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном эдукационном процессе, обеспечивают возможность достижения главной цели – формирования всесторонне и гармонически развитой личности.

В последние годы взгляды на ОГЛАВЛЕНИЕ воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период постижения объективной истины. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи.

Реализм целей воспитания. Сегодня реальная цель – разностороннее развитие человека с опорой на его способности и дарования. Средством достижения этой цели выступает освоение человеком базисных основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания – базисная культура личности, т.е. культура жизненного самоопределения: экономическая и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.

Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры и культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют ОГЛАВЛЕНИЕ работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.

3. Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности: человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важнейшим элементом содержания воспитания является культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение – понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.

4. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша – высшая цель, смысл педагогической заботы и внимания. Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинства. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания.

5. Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития (преодоления, возвышения себя), ни идея сотрудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности и ребенка, и учителя. Детей нельзя обязать воспитываться. Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.

6. Коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.

Устремленность школы в жизнь – залог обновления содержания и способов воспитания, открывающего путь:

– от нивелирования личности к ее разностороннему развитию;

– от заучивания догм к познанию и преобразованию мира;

– от авторитарности и отчужденности к гуманности и сотрудничеству.

Как практически должно быть организовано ОГЛАВЛЕНИЕ воспитания для осуществления указанных идей? Сегодня мало сообщить воспитаннику, что человек должен получить умственное, нравственное, эстетическое и т.д. воспитание. У него неизбежно возникают практические вопросы: для чего это нужно? что это дает? В зарубежных воспитательных системах именно практическая сторона выходит на первый план и служит мощным стимулом выработки положительного отношения к содержанию воспитания.

Выпускник средней общеобразовательной и высшей школы должен быть инициативным, самостоятельным, мобильным, готовым правильно отреагировать на любой вызов жизни, способным к образованию на протяжении всей жизни. Практически его следует готовить к выполнению трех главных ролей в жизни: гражданина, работника, семьянина. Конкретные качества личности и обязательства человека по выделенным направлениям представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Главные социальные роли человека

Социальная роль

Основные качества и характеристики

Гражданин

• Выполнение гражданских обязанностей – чувство долга перед страной, обществом, родителями.

• Чувство национальной гордости и патриотизма.

• Уважение к конституции государства, органам государственной власти, президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну).

• Ответственность за судьбу страны.

• Общественная дисциплина и культура общежития.

• Бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям.

Социальная роль

Основные качества и характеристики

• Общественная активность.

• Соблюдение демократических принципов.

• Бережное отношение к природе.

• Уважение прав и свобод других людей.

• Активная жизненная позиция.

• Правосознание и гражданская ответственность.

• Честность, правдивость, чуткость, милосердие.

• Ответственность за свои дела и поступки.

• Интернационализм, уважение к народам других стран и др.

Работник

• Дисциплинированность и ответственность.

• Работоспособность и организованность.

• Общие, специальные и экономические знания.

• Политические знания.

• Творческое отношение к труду.

• Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить порученное дело.

• Профессиональная гордость, уважение к мастерству.

• Сознательность, вежливость, аккуратность.

• Опыт трудовой деятельности.

• Эмоциональная производственная культура.

• Эстетическое отношение к труду, жизни, деятельности.

• Коллективизм, умение трудиться сообща.

• Инициативность, самостоятельность.

• Готовность много и плодотворно трудиться на благо страны, общества.

• Деловитость и предприимчивость.

• Ответственность за результаты труда;

• Уважение к людям труда, мастерам производства и др.

Семьянин

• Трудолюбие, ответственность.

• Тактичность, вежливость, культура общения.

• Умение держать себя в обществе.

• Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки.

• Здоровье, привычка к активному образу жизни.

• Умение организовывать и проводить досуг.

• Разносторонняя образованность.

• Знание правовых норм, законов.

• Знание практической психологии, этики.

• Умение воспитывать детей.

• Психосексуальная подготовленность.

• Готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности.

• Уважение к своим родителям, престарелым людям

Нетрудно заметить, что в выделенных сферах многие качества повторяются. Это свидетельствует об органичной целостности воспитания всех качеств и сторон личности и указывает единственно верный путь достижения такой целостности – комплексный подход к воспитанию.

Обратимся теперь к обучению, которое неразрывно сочетается с воспитанием в процессе эдукации.

ОГЛАВЛЕНИЕ обучения – это конкретный ответ на вопрос, чему учить подрастающее поколение, какие знания отобрать из всех богатств, накопленных человечеством. Под ОГЛАВЛЕНИЕм понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Эта система содержит:

1) знания об окружающем мире, обществе, современном производстве, культуре и искусстве;

2) обобщенные интеллектуальные и практические умения приобретения знаний и способов их использования;

3) навыки познавательной деятельности, творческого решения теоретических и практических проблем, овладение которыми обеспечивает определенный уровень интеллектуального, социального и духовного развития учеников.

Категория содержания образования отображает накопленный предшествующими поколениями социальный опыт, в котором выделяются:

• известные людям знания о природе, человеке, обществе;

• приобретенные человечеством умения выполнения известных способов деятельности;

• опыт решения новых проблем, которые возникают перед обществом;

• опыт общественных и межличностных отношений;

• опыт познания мира и человека в нем;

• оценочные суждения о жизни, природе и т.д.

Иногда социальный опыт человечества называют общечеловеческой культурой.

За многотысячелетнюю историю своего развития человечество накопило огромный объем знаний, которым должны овладевать следующие поколения, – в этом залог прогрессивного поступательного развития человеческой цивилизации. Но накопленных знаний так много, что нельзя даже и помышлять об их полном усвоении в средней и высшей школе. Поэтому и возникает проблема выбора и отбора главнейших, важнейших, базисных знаний и умений.

Исторически сложилось так, что научные знания попадают в ОГЛАВЛЕНИЕ школьного обучения в распредмеченном виде, т.е. разделенными на отдельные части – предметы. Учебный предмет – это часть человеческой культуры, выделенная по определенным признакам, чаще всего – по принадлежности к определенному классу явлений. Учебные предметы стали специально сконструированной формой содержания, адаптировавшей основы определенной науки к потребностям школьного обучения. Школьными предметами вначале стали такие важные составные части культуры, как чтение, письмо, пение, математика, ремесла и т.д. С каждым десятилетием количество школьных предметов возрастало и сегодня достигло критического предела.

Накопление социального опыта ведет к увеличению количества учебных предметов, поскольку принцип предметности сохраняется. Происходит дифференциация (измельчение) единого и неделимого в своей основе знания, вычленение его частей – предметов. При этом нередко одни и те же знания, попавшие в разные предметы, получают там различное истолкование. Такое произошло, например, с естественными знаниями, которые начали изучаться в нескольких предметах: физике, химии, биологии и т.д. Так происходит сегодня с педагогическими знаниями, которые иногда весьма своеобразно истолковываются психологией и философией. Как видим, кроме возможности углубляться в изучение предмета, дифференциация имеет и отрицательные следствия. Дошло до того, что общий для всех естественных наук атом выступает каждый раз для ученика другим: как же его неокрепшему уму уразуметь то, чтонесмогли поделить между собой физики, химики, биологи и философы? Понятно, что дальнейшая дифференциация и увеличение количества учебных предметов, выделение все более мелких областей знания – тупиковый путь, из которого нужно искать выход. Мировая педагогика возвращается к интеграции (объединению) учебных предметов вокруг общих стержневых идей. Этот принцип положен в основу перестройки содержания обучения и в отечественной школе. Теперь уже не отдельные предметы, а предметные области становятся основной единицей содержания образования.

Система знаний и умений, которая реализуется в содержании школьного образования, должна быть необходимой и достаточной для обеспечения поступательного развития человека и общества. Поэтому ОГЛАВЛЕНИЕ очерчивается так, чтобы создать надежную основу для всестороннего развития учеников, формирования их мышления, познавательных интересов, подготовки к жизни, трудовой деятельности. Оно должно отражать как текущие, так и перспективные потребности. Именно потребности в наибольшей степени направляют формирование содержания образования и включение его в программы учебных заведений различных типов и уровней, но не только они.

Как система зависимая, производная от других, ОГЛАВЛЕНИЕ формируется сложно и противоречиво, ибо несет на себе отпечаток многих приоритетов, причастных к его образованию. В этой связи необходимо подчеркнуть, что ОГЛАВЛЕНИЕ образования всегда было и остается предметом острой идеологической (политической) борьбы: стремление противоборствующих сил распространить свое влияние на школу, а через нее и на все общество характерно для формирования содержания в учебных заведениях всего мира. Этот фактор носит настолько непреходящий характер, что его целесообразно рассматривать в качестве одной из закономерностей формирования содержания образования.

В наибольшей степени обусловливают формирование содержания обучения системы: 1) принятых целей; 2) социальных и научных достижений; 3) социальных потребностей; 4) личных потребностей; 5) педагогических возможностей и др.

Система потребностей (социальных и личностных) неразрывно связана с рассмотренной выше системой целей. На нынешнем этапе построения новой русской школы образование становится основой построения нового демократического государства, культурного и духовного возрождения народа, эпохальных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, формирования гражданского общества и экономики рыночных отношений, повышения уровня развития отечественной науки и техники до уровня лучших мировых стандартов. Предстоит решить и такую проблему: как наилучшим образом согласовать, соединить общественные и личностные интересы, как, не ослабляя ориентации на удовлетворение общественных потребностей, сделать образование личностно значимым, необходимым и привлекательным для каждого человека.

Система социальных и научных достижений традиционно имеет большое значение для формирования содержания школьного образования. Исследования, проведенные в области внедрения научных достижений в ОГЛАВЛЕНИЕ образования, показали, что период времени (лаг) между появлением нового научного открытия или новой социальной идеи и началом их систематического изучения в школе неуклонно сокращается. В настоящее время он уменьшился настолько, что отражение новых идей детерминируется лишь сроками выхода учебных книг.

Так, для изучения телеграфа в школе потребовалось 60 лет после изобретения Сэмюеля Морзе, эволюционное учение Чарльза Дарвина пробивало себе дорогу в школьные программы 56 лет. Изобретение А. С. Поповым радио нашло отражение в школьных учебниках через 40 лет, теория строения атома Нильса Бора – через 30. Л вот с транзистором школьники познакомились уже через 10 лет после его изобретения, с синтезом инсулина, новейших трансурановых элементов, исследованиями космоса с помощью искусственных спутников, бионикой, космической биологией, современными образцами разнообразной техники – через четыре-пять лет. О клонировании живых существ, расшифровке генома человека, нанотехнологиях школьники узнали практически сразу после появления сообщений в средствах массовой информации.

Система возможностей, о значении которой уже много говорилось, играет роль своеобразного регулятора, способствующего или препятствующего попаданию в ОГЛАВЛЕНИЕ образования знаний, требующих определенного уровня оснащения учебного процесса. Многое зависит от материально-технической оснащенности, финансирования учебно-воспитательных заведений. В данной системе содержатся и ограничения возрастного характера, которые необходимо учитывать. Начавшееся в 1970-е гг. движение за совершенствование содержания образования путем введения в школьные программы сложных разделов, изучавшихся ранее только в старших классах, а то и вузах, не увенчалось успехом, еще раз подтвердив наличие возрастных возможностей обучения. Доказано, что запомнить ребенок может все, и чем он моложе, тем больше и быстрее запоминает. Но осмыслить, понять недоступную ему информацию ребенок не в состоянии: для этого должен быть достигнут определенный уровень развития.