ОГЛАВЛЕНИЕ и специфика банковского менеджмента
Банковский менеджмент – это научная система управления коммерческим банком и банковским персоналом.
По сравнению с менеджментом в других сферах экономики банковский менеджмент обладает рядом существенных особенностей. В их числе:
– концентрация основного внимания на управлении финансовыми потоками и резервами;
– извлечение прибыли за счет использования преимущественно привлеченного капитала;
– высокий уровень конкуренции на банковских рынках;
– своеобразие банковского продукта;
– высокие риски банковских операций;
– внешнее регулирование и надзор со стороны центрального банка;
– высокий уровень информатизации.
Функциями банковского менеджмента являются:
– выбор долгосрочной стратегии банковской деятельности;
– координация целей, управляющих воздействий и действий всех элементов системы управления;
– организация технологического цикла банковской деятельности (формирование капитала, управление пассивами и активами и т.д.).
Для обеспечения высокой эффективности банковского менеджмента он должен строиться на следующих принципах.
– учет макроэкономических факторов и конъюнктуры финансового рынка;
– учет нормативных требований центрального банка;
– ориентация деятельности на рыночный спрос в отношении услуг кредитных организаций;
– оптимизация доходности и рисков банковских операций;
– сочетание принципов централизации и децентрализации в управлении.
Механизм банковского менеджмента состоит из ряда уровней, к которым относят:
– общий (стратегический) менеджмент;
– финансовый менеджмент;
– управление снабжением (логистику);
– управление производством и сбытом (маркетинг);
– кадровый менеджмент.
Стратегический менеджмент банка предполагает определение общей концепции развития банка, постановку целей и конкретных задач его деятельности, разработку мероприятий по реализации поставленных целей (банковской политики), формирование оптимальной организационной структуры банка.
Стратегический менеджмент опирается на сложную систему целей, элементами которой являются:
– предпринимательская философия;
– корпоративная миссия;
– стратегические цели;
– тактические цели.
Предпринимательская философия характеризует систему корпоративных ценностей банка, определяет наиболее общие цели его деятельности, к которым относятся;
– получение прибыли;
– удовлетворение потребностей клиентов;
– обеспечение надежности банка;
– содействие развитию экономики (поддержка реального сектора, социальной сферы, укрепление устойчивости денежного обращения);
– удовлетворение потребностей членов коллектива.
Корпоративная миссия (концепция развития банка)
определяет наиболее общие черты его деятельности:
– целевой рынок (широкий или узкий);
– характер ассортимента услуг (универсальный или специализированный);
– размер и охват банка (крупный, средний или мелкий; международный, национальный или региональный);
– стратегические преимущества (низкие издержки или дифференциация продукта).
Стратегические цели задают наиболее важные параметры развития банка в обозримом будущем (как правило, на период от трех до пяти лет):
– рост или снижение объема оказания отдельных услуг;
– динамику прибыли на активы и собственный капитал;
– изменение доходов от платных услуг и т.д.
Тактические цели имеют краткосрочный характер (до
одного года) с учетом текущей конкурентной ситуации. В них наиболее точно определяются желаемые рубежи – достижение намеченной величины прибыли или рентабельности, конкретных объемов сбыта или доли на рынке, темпов роста производства и сбыта и т.д.
Существует необходимость при постановке целей учитывать регулятивные нормы и экономические нормативы, принятые в России и за рубежом в целях предотвращения необоснованного риска. К ним относятся:
– уровень достаточности капитала, установленный Базельским соглашением, в размере не менее 8% активов, взвешенных с учетом риска;
– предельная доля кредитов в общей сумме активов – не более 65%;
– преимущественное обеспечение кредитов собственной депозитной базой;
– преимущественный рост прибыли за счет процентного и непроцентного дохода;
– норма ликвидности.
Условиями успешности банковской стратегии являются ее адекватность условиям внешней и внутренней среды банка и эффективные меры по реализации сформулированной стратегии.
Выделяют следующие фазы (этапы) стратегического планирования.
1) аналитическая фаза (сбор первичной и вторичной информации, анализ, наблюдение);
2) прогностическая фаза (составление прогнозов и сценариев);
3) фаза целеполагания (формулирование философии, миссии, стратегии);
4) фаза выработки мероприятий по реализации стратегии (банковской политики);
5) фаза реализации стратегии (тактика деятельности банка);
6) контрольная фаза (предварительный, текущий и последующий контроль; контроллинг).
Анализ и прогнозирование представляют собой предварительные фазы (этапы) стратегического планирования. Их проведение должно обеспечить выполнение первого условия успешности банковской стратегии – адекватности стратегии условиям среды.
Второе условие успешности стратегии – адекватные меры по реализации стратегии – обеспечивается в ходе осуществления банковской политики и тактики.
Банковская политика – это совокупность мероприятий по реализации банковской стратегии. Ее направления таковы:
– организационная политика;
– финансовая политика;
– товарная политика;
– ценовая политика;
– сбытовая политика;
– коммуникационная политика;
– кадровая политика;
– политика управления рисками;
– внешнеэкономическая политика.
Тактика банка включает в себя:
– определение организационной структуры банка, документальное закрепление названий всех подразделений банка с указанием их функций;
– подготовку инструктивных и методических разработок, регулирующих технологию совершения банковских операций и проведения аналитической работы;
– формирование процедур принятия решений, в том числе по кредитным сделкам, позволяющим минимизировать банковские риски;
– разработку требований к документации, представляемой клиентами в банк, а также банковской документации;
– разработку правил осуществления предварительного и последующего контроля в процессе оказания банковских услуг;
– разработку системы оплаты труда и принципов материального поощрения;
– определение критериев оценки качества труда персонала на разных участках деятельности.