Система организации деятельности участников мирового страхового рынка
С учетом того что границы между видами финансовых институтов стираются и финансовый рынок превращается в экономическое пространство, на котором финансовые инструменты и услуги предлагают операторы различного типа (банки, финансовые посредники, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды и др.), задачи регулирования могут быть сформулированы следующим образом:
1) обеспечение макро- и микроэкономической стабильности;
2) обеспечение транспарентности рынка и тем самым защиты инвесторов;
3) поддержание и развитие конкуренции в финансовом секторе.
Регулирование деятельности страховых институтов сильно отличается по странам, практика которых обобщается в приемлемых вариантах надгосударственного регулирования, которое касается национальных вариантов регулирования, хотя некоторая гармонизация государственной политики была достигнута в соответствии с международными соглашениями.
В первом варианте в ЕС формирование интегрированного европейского финансового рынка и единой правовой системы, процессы финансовой либерализации и дерегулирования, давление директив Европейской комиссии привели к сочетанию различных институциональных подходов к регулированию (табл. 26.1).
Таблица 26.1
Органы регулирования банковского, инвестиционного и страхового секторов финансового рынка в Европейском союзе
Банковский сектор |
Европейский банковский комитет (European Banking Committee) |
Комитет европейских органов по надзору за банковской деятельностью (Committee of European Banking Supervisors) |
Инвестиционный сектор |
Комитет регулирующих работу с ценными бумагами органов (Committee of European Securities Regulators) |
Европейский комитет по ценным бумагам (European Securities Committee) |
Страховой сектор |
Европейский комитет по страхованию и пенсионным программам (European Insurance and Occupational Pensions Committee) |
Комитет европейских надзорных органов, регулирующих страховую деятельность и деятельность пенсионных фондов (Committee of European Insurance and Occupational Pensions Supervisors) |
Второй вариант разработки системы – внедрение региональной структуры регулирования. Особого внимания заслуживает рассмотрение регулирования в рамках вновь организованной структуры, для которой предусмотрен лишь один уровень надзорно-регулирующих органов – мегарегулятор, единый орган, регулирующий все сектора финансового рынка. Переход на организационную структуру мегарегулятора наблюдается во многих мировых регионах. Первой в данном вопросе стала Норвегия, где была создана Комиссия по банкам, страхованию и ценным бумагам. За ней последовали Канада, Дания, Швеция, Великобритания, Япония, Корея, Исландия, Сингапур. Сегодня более чем в 40 странах в той или иной форме появились единые контролирующие органы (табл. 26.2.).
Таблица 26.2
Страны, являющиеся членами IOSCO (Международной ассоциации регуляторов рынка ценных бумаг), в которых действуют мегарегуляторы
Страна |
Название мегарегулятора |
Год создания |
Австрия |
Financial Market Authority |
2002 |
Бахрейн |
Bahrain Monetary Agency |
1973 |
Бермуды |
The Bermuda Monetary Authority |
1969 |
Бельгия |
Commission bancaire et financier |
1990 |
Великобритания |
Financial Sendees Authority |
2001 |
Венгрия |
Financial Supervisory Authority |
2000 |
Германия |
Federal Financial Supervisory Authority, Bundesanstalt fur |
2002 |
Гонконг |
The Hong Kong Monetary Authority |
1993 |
Корея |
Financial Supervisory Commission |
1999 |
Литва |
Financial and Capital Market Commission |
1997 |
Нидерланды |
The Netherlands Authority for the Financial Market |
2002 |
Саудовская Аравия |
Saudi Arabian Monetary Agency (SAMA) |
1952 |
Словакия |
Financial Market Authority |
2002 |
Сингапур |
Monetary Authority of Singapore |
1970 |
Финляндия |
Financial Supervision Authority (FSA) – Finansin-spektionens |
1997 |
Эстония |
Finantspektioon (Financial Supervision Authority) |
2001 |
ЮАР |
Financial Service Board |
н/д |
Япония |
Financial Services Agency |
н/д |
При функциональном регулировании финансовых рынков за каждый его сегмент ответственны регуляторы данного сегмента: банковский – регулируется банковским надзором, страховые компании – страховым надзором, и т.д. Наиболее характерным примером может служить страховой рынок США, где финансовые сегменты и их регулирование максимально разрозненны. Особое значение при таком методе регулирования рынка приобретают саморегулируемые организации, являющиеся полноправными игроками рынка.
В свою очередь функционального регулирования придерживаются такие страны, как Швейцария, Италия и др. В Китае страховой регулятор также организован по функциональному признаку. Сложились и промежуточные варианты, например, с лидирующим функциональным регулятором. Такими примерами могут служить Япония и Ирландия.