Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция
Государственное управление в сфере образования осуществляется различными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, а также муниципальными органами управления народным образованием.
Федеральное Собрание РФ создает законодательную базу в области образования, утверждает соответствующие статьи бюджета и контролирует выделение предусмотренных на образование ассигнований, утверждает Федеральную программу развития образования в стране, контролирует основные этапы ее реализации.
Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают разработку и реализацию стратегии государственной политики в образовательной области, ее законодательное закрепление и иное организационное и правовое оформление.
Президент РФ и Правительство РФ создают и устанавливают организационно-правовой статус или определяют учредителей некоторых особо важных и значимых образовательных учреждений.
К компетенции Правительства РФ отнесено установление порядка лицензирования образовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений; определение порядка разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов и ряд других функций и полномочий, вытекающих из норм и требований Конституции РФ, федеральных законов и соглашений высших органов управления России и субъектов РФ по вопросам государственной организации системы, структуры и содержания образования в Российской Федерации.
Отраслевыми органами в системе государственного управления образованием в Российской Федерации являются: Минобрнауки России и все иные федеральные министерства и ведомства, имеющие в своей системе образовательные организации.
Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010 г. № 337, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической деятельности и инновационной деятельности в научно-технической сфере, области нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров), а также в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений и молодежной политики, а также но оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования, воспитания, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.
В ведении Минобрнауки России состоят действующие на основе специальных Положений, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 300 и от 29 мая 2008 г. № 409, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь).
Федеральная служба по надзору в сфере образования и пауки (Рособрнадзор) осуществляет:
– государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования образовательными учреждениями высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, реализующими образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования, научными организациями, образовательными учреждениями, реализующими военные профессиональные образовательные программы, федеральными государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования, реализующими образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством РФ, российскими образовательными учреждениями, расположенными за пределами территории РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования, а также принятие мер по устранению нарушений законодательства РФ в области образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным учреждениям и научным организациям, их учредителям и органам исполнительной власти субъектов РФ, и контроль за исполнением таких предписаний, а также государственный надзор за соблюдением указанными образовательными учреждениями и научными организациями требований законодательства РФ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции;
– контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий Российской Федерации в области образования с правом проведения проверок соответствующих органов государственной власти субъектов РФ, а также образовательных учреждений, расположенных на территории субъектов РФ, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, о привлечении к установленной законодательством РФ ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области образования, а также должностных лиц образовательных учреждений, расположенных на территории субъектов РФ, об отстранении от должности указанных должностных лиц;
– осуществляет лицензирование образовательной деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, и проводит государственную аккредитацию образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования;
– надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий Российской Федерации в области образования, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;
– организацию проведения единого государственного экзамена на территории РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования, а за пределами территории РФ – совместно с учредителями российских образовательных учреждений, расположенных за пределами территории РФ, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные образовательные программы среднего (полного) общего образования, в том числе разработку контрольных измерительных материалов и обеспечение ими государственных экзаменационных комиссий в субъектах РФ, а также организацию осуществления централизованной проверки экзаменационных работ участников единого государственного экзамена;
– контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан;
– анализирует причины выявленных нарушений при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в области образования, принимает меры по их устранению.
Рособрнадзор с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний образовательным учреждениям, научным организациям, органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования, а также путем осуществления контроля за их исполнением.
В соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 174, устанавливающим порядок лицензирования (процедуры проведения экспертизы на соответствие условий образовательного процесса нормативным требованиям), принятия решений, оформления и выдачи образовательным учреждениям и научным организациям, включая их филиалы, разрешения (лицензии) на право ведения образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки, учебные заведения начинают работать только при наличии лицензии на осуществление деятельности, связанной с предоставлением услуг для получения образования и подготовкой специалистов разных уровней квалификации.
Обязательным условием выдачи лицензии является соответствие нормативам, устанавливаемым Минобрнауки России.
Лицензирование является начальным этапом в единой системе оценки деятельности образовательных учреждений и научных организаций, включая их филиалы, и осуществляется в интересах защиты граждан на получение образования. Лицензирование образовательной деятельности организаций осуществляется Рособрнадзором. Лицензия выдается без ограничения срока действия (бессрочно).
Государственная аккредитация образовательного учреждения – это процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества подготовки обучающихся государственным требованиям, предъявляемым к данному типу и виду учебных заведений и образовательным программам, т.е. означает юридическое признание прав и способности образовательного учреждения осуществлять свою деятельность на уровне не ниже официально признанной нормы.
Государственная аккредитация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням общего образования.
Государственная аккредитация осуществляется на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации, которая проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные полномочия РФ в области образования.
При принятии аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательному учреждению или научной организации выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет для образовательного учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального или дополнительного профессионального образования, научной организации – шесть лет, а для иного образовательного учреждения – 12 лет. Свидетельство о государственной аккредитации, выданное образовательному учреждению, подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых им образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации.
В крупных вузовских центрах субъектов РФ созданы и действуют советы ректоров, которые являются государственно-общественными органами управления высшим и послевузовским профессиональным образованием на территории этого субъекта РФ и одновременно отделениями Российского союза ректоров.