Роль научного сообщества и общества в ходе инновационных преобразований

Не стоит сводить идею инновационного партнерства только к взаимоотношениям между предпринимателем и государством, которым принадлежит решающая роль в осуществлении инновационного прорыва. Есть еще два непременных участника этого партнерства: наука, которая является первоисточником инноваций и активным агентом их осуществления, и гражданское общество, в интересах и под контролем которого государство и предприниматели разрабатывают и выполняют инновационную стратегию, реализующие их программы и проекты, делят инновационные расходы и полученный результат.

В научно-техническом творчестве участвуют ученые, изобретатели, конструкторы, техники, рабочие, менеджеры, а также студенты, аспиранты и т.п. Важно, чтобы у склонной к творчеству личности были желание ее осуществлять. А также – необходимые знания и умение для оформления и оценки полученного результата, юридически закрепленные права собственности на полученный результат и на участие в возникший от его использования в экономике доход.

Кроме того необходимо, чтобы наука была нацелена на приращение знаний и методы их использования в инновационной деятельности.

Уже в старших классах школы подрастающее поколение должно получать первичные знания о творчестве и его правовом регулировании, вооружаться романтикой творчества. Эти знания и навыки необходимо расширять в вузе и дифференцировать с учетом полученной специальности. Потребуется включение этих знаний в систему непрерывного образования, в процесс переподготовки и повышения квалификации ученых, инженерно технических работников, менеджеров, государственных служащих.

Необходимо всячески поддерживать и стимулировать творческую инициативу работников исследовательских лабораторий, вузов и компаний. Действенная интеграция науки, вузов и инновационно-активных компаний будет способствовать созданию атмосферы творческого поиска в образовании подрастающего поколения.

Не менее важно участие в инновационном процессе гражданского общества и его институтов – научно-технических и инженерных обществ, объединений изобретателей, общественных академий наук, профессиональных объединений и т.п.

Важным институтом гражданского общества являются средства массовой информации – пресса, радио, телевидение, а также интернет-сообщества и издания, которые могут содействовать формированию благоприятной атмосферы для научно-технического творчества и использования его результатов, активно участвовать в пропаганде идеи инновационного прорыва, поддерживать и распространять передовой опыт инновационного прорыва, подвергать жесткой критике бюрократические и иные преграды на его пути.

Необходимо восстановить образовательные программы на телевидении и включить их (а также специально созданные учебные порталы и сайты в сети) в систему дистанционного обучения, наполнив их полными знаниями и навыками инновационной деятельности.

Государство должно активно поддерживать эти тенденции как необходимый элемент возврата в страну технологического творчества и формирования национальной инновационной системы.

В общем виде схема инновационного партнерства показана на рис. 3.2.

В ходе плодотворного сотрудничества государственных органов власти, представителей бизнеса и научного сообщества и гражданского общества должны вырабатываться наиболее эффективные решения и механизмы, направленные на формирование в стране слаженно функционирующей национальной инновационной системы.

Для этого потребуется определение новых возможностей для учета в российской научной и инновационной политике новых условий, связанных с развитием и расширением горизонтальных связей между государством, наукой и бизнесом и изменениями роли каждого из этих важных элементов в инновационном процессе. Главным направлением государственного регулирования в данной области должна стать реализация многофункциональных мер, направленных на одновременное решение нескольких задач – поддержки науки, развития кооперации, коммерциализации результатов НИОКР и поощрение взаимодействия между всеми участниками инновационных процессов.

Рис. 3.2. Общая схема инновационного партнерства:

1 – инновационные потребности общества; 2 – заказ на инновации; 3 – инновационные законы и климат, государственная поддержка, государственные заказы; 4 – общественное признание инновационных результатов, общественный контроль, участие в инновациях; 5 – защита интеллектуальной собственности