Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве

В раннем детстве проявляется ярко выраженное стремление ребенка действовать, как взрослые. Ребенок наблюдает за трудовыми действиями взрослых, результат которых ощущает на самом себе (вкусная еда, чистая одежда и т.д.). Ребенка привлекает деятельность взрослых и он часто выражает стремление, чтобы ему позволили выполнять какое-либо трудовое задание. При этом сам смысл трудовых действий и их назначение не всегда осознанны ребенком. Эмоциональная привлекательность совместных действий со взрослым выражена значительно сильнее, чем объективная полезность результата – качество трудовых действий ребенка часто является низким. Важно, что у ребенка есть желание выполнять трудовые действия, которые являются для него интересными и привлекательными. Поэтому именно на этом возрастном этапе начинают закладываться основы трудолюбия и уважения к любому труду взрослых.

Первые трудовые действия в раннем возрасте формируются благодаря интересу к окружающим предметам и желанию действовать с ними. Орудийность – это главная характеристика трудовой деятельности, поэтому освоение орудийных действий – главная предпосылка формирования навыков трудовой деятельности. В начале периода ребенок не способен выделять результата своих действий и поэтому часто не доводит начатое дело до конца. Цель трудовых действий для ребенка заключается в самих действиях: не вымыть посуду, а мыть ее, не выстирать одежду, а стирать ее и т.д.

Практический пример

Света В., 2 года 7 месяцев. В свободное время любит стирать белье. Она наливает в тазик воду, просит мыло и трет им одежду куклы. Затем правильными движениями отжимает одежду и вешает ее на веревочку. Через минуту все белье снова в тазу. Она снова стирает. И так повторяется несколько раз.

В конце раннего детства в самосознании ребенка появляется важное новообразование – гордость за собственные достижения. Ребенок начинает выделять результат своих трудовых действий и хочет получить позитивную оценку со стороны взрослого. Действия с орудиями труда способствуют проявлению у детей раннего возраста стремления к самостоятельности. Взрослый направляет ребенка на получение качественного результата и помогает ему осознать общественную значимость труда, подчеркивая смысл и результат его трудовых действий. Это способствует становлению общественных мотивов труда.

Ребенок начинает осознавать результативность трудовых действий, осваивает способы употребления орудий. Осознание связи между трудовым действием и его результатом позволяет представить будущий результат. Представление о желаемом результате трудового действия лежит в основе контроля и планирования трудовой деятельности. Этому во многом способствует развитие речи ребенка, с помощью которой фиксируется трудовое действие и его результат, а к концу третьего года осуществляется планирование предстоящей трудовой деятельности.

В целом развитие предпосылок трудовой деятельности ребенка раннего возраста связано с потребностью выполнять совместную с кем-то общую деятельность, действовать, как взрослый. Предпосылки трудовой деятельности складываются в предметной деятельности и связаны с освоением орудийных действий и стремлением к достижению результата и получению его оценки взрослым.

Ранее детство – период, благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков, тесно связанных с предметными действиями. Для детей в этом возрасте представляют интерес функции, назначение и способы использования различных предметов, в том числе и включенных в бытовые процессы. Благодаря этим знаниям ребенку открывается бытовая сторона мира взрослых и формируются культурно-гигиенические навыки. Развиваются навыки самообслуживающего труда, направленные на самого ребенка (табл. 5.4). Они способствуют самоутверждению и удовлетворению стремления к самостоятельности.

Таблица 5.4

Развитие навыков самообслуживания у ребенка в раннем возрасте

Навык

Приблизительный возраст появления

Ест сам, берет пищу пальцами и помещает в рот. Поднимает руку, ногу, когда его одевают (раздевают), но просьбе взрослого

1 год 1 мес.

Откусывает кусочек от печенья и жует. Стягивает носки

1 год 2 мес.

Пьет из чашки, которую держит сам двумя руками.

С помощью взрослого подносит ложку с пищей ко рту

1 год 3 мес.

Подносит ко рту ложку и ест, захватывая пищу с ложки, часто прожевывая

1 год 5 мес.

Хорошо прожевывает твердую пищу. Снимает ботинки. Просовывает руки в рукава, а ноги в штанины (или вытаскивает – при раздевании). Активно участвует в мытье и вытирании рук, реагирует на потребность в туалете беспокойством или голосом

1 год 6 мес.

Пьет из чашки, которую держит сам одной рукой

1 год 7 мес.

Зачерпывает пищу ложкой из тарелки. Снимает или надевает шапку. Снимает расстегнутое пальто, куртку... Дает знать взрослому, что хочет в туалет, доступными ему средствами (не словами)

1 год 8 мес.

Ест и пьет самостоятельно, используя ложку и чашку (аккуратно). Снимает расстегнутые штанишки. Позволяет, чтобы ему почистили зубы, самостоятельно моет руки (лицо), вытирает нос, когда дают платок, в течение дня остается сухим, снимает сам штанишки перед тем, как сесть на горшок

2 года

Сосет жидкость через соломинку, переливает жидкость из одной емкости в другую, переносит что-либо ложкой из одной емкости в другую. Самостоятельно вытирает руки и лицо. Снимает рубашку, джемпер, платье, брюки, футболку, надевает обувь, носки, штаны

2 года 6 мес.

Помогает убрать со стола, помогает накрыть на стол, ест вилкой. Застегивает (не вставляя) и расстегивает молнию, расстегивает и застегивает большие пуговицы. Надевает рубашку, джемпер, платье, брюки. Самостоятельно моет руки с мылом, с помощью взрослого чистит зубы зубной щеткой, самостоятельно пользуется носовым платком, под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на горшок, одевается сам)

3 года

Освоение навыков самообслуживания, которые включают в себя навыки приема пищи, раздевания и одевания, гигиены тела и опрятности, в раннем возрасте совпадает со становлением предметной деятельности, освоением действий с предметами. Ребенок осваивает навыки культурного поведения во время еды: например, не мешать другим во время еды, есть спокойно, не отвлекаясь; не выходить из-за стола до окончания еды; спокойно подождать, пока подадут следующее блюдо; говорить спасибо после еды.

При выполнении определенных санитарно-гигиенических процедур, ребенок осознает самого себя, у него складываются представления о собственном теле. Ребенок осваивает навыки одевания и раздевания. При одевании и раздевании ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе своих действий. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок. При правильном воспитании у ребенка развиваются навыки гигиены и опрятности и формируется потребность в чистоте и опрятности. Постепенно ребенок начинает понимать смысл соблюдения тех правил, последствия выполнения или нарушения которых он наглядно видит. Ребенок замечает преобразования предметов и пытается объяснить их, устанавливает причинно-следственные связи. В основном освоение трудовых навыков происходит в ходе приучения, когда взрослый систематически предъявляет требования к ребенку и контролирует их выполнение, которое подкрепляет положительной оценкой. Так навыки превращаются в привычки, как действия, выполнение которых становится потребностью. Под влиянием усвоения элементарных навыков трудовой деятельности и самообслуживающего труда у ребенка складываются многие положительные личностные качества, связанные с отношением к самому себе (опрятность), к вещам (аккуратность), к другим людям (дисциплинированность) и к делу (целеустремленность).

В раннем детстве сфера проявления самостоятельности является еще очень ограниченной. Для того чтобы ребенок освоил навык как частично автоматизированное действие, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементного контроля, взрослому необходимо показать ребенку каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее, отметить предметы и условия его выполнения. Затем необходимо выполнение совместных со взрослым трудовых действий, в результате чего у ребенка формируется сенсомоторный образ этих действий, а также образ составляющих действия операций и условий, в которых они протекают. По мере совершенствования действий ребенка взрослый предоставляет ему больше самостоятельности, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат.

Таким образом, в раннем возрасте ребенок овладевает элементарными трудовыми действиями и навыками самообслуживания, что приводит к расширению сферы самостоятельности ребенка, при правильном воспитании у ребенка формируется потребность в чистоте и опрятности, в выполнении определенных гигиенических процедур, ребенок начинает осознавать результаты своих трудовых действий, появляется способность планирования и контроля своей деятельности. Все это происходит только благодаря совместной деятельности ребенка со взрослым.