Разработка и реализация стратегии в полном управленческом цикле

Следует отметить, что для стратегического управления характерно подразделение его этапов на два блока (разработка стратегии и реализация стратегии), включенных в полный управленческий цикл (рис. 2.10). Блок разработки стратегии, начинаясь с анализа, моделирования и разработки прогнозов развития объекта управления на основании полученной информации об управленческой ситуации, заканчивается формированием стратегического плана. Блок реализации стратегии содержит этапы от реализации стратегического плана с использованием технологий стратегического, проектного и оперативного управления до корректировки при

Рис. 2.10. Стратегическое управление

пятых стратегических решений, в том числе стратегию развития объекта управления.

В полном цикле стратегического управления реализуются основные функции управления. Функция принятия управленческого решения реализуется практически на всех этапах полного цикла стратегического управления, функция планирования -на этапе стратегического планирования, функция организации — на этапах формирования системы управления при стратегическом, проектном и оперативном управлении. Функция контроля и мотивации — па этапах с одноименным названием. Они — неотъемлемая часть полного цикла стратегического управления.

В процессе управления текущая управленческая ситуация претерпевает изменения — и подчас значительные, нередко труднопредсказуемые. На современном постиндустриальном этапе развития экономики, как сказал П. Друкер, существует единственная закономерность — отсутствие всяких закономерностей. Положение, в котором находится объект управления, в результате предпринятых управленческих актов также изменяется. Изменения могут быть существенными или несущественными. Изменение существенное, если в его результате возникает новая управленческая ситуация: требуется принятие нового стратегического решения, возникают новые существенные возможности или угрозы. В противном случае оно считается несущественным.

Граф процесса управления

Существенные изменения внешней и внутренней среды объекта управления происходят лишь в определенные дискретные моменты времени. Поэтому в модели процесса управления рассмотрим только дискретные моменты времени, в которые происходят существенные изменения (рис. 2.11).

Рис. 2.11. Моменты существенного изменения управленческой ситуации, условно представленные (смоделированные) в виде точек на оси времени

На оси времени можно также отметить точки — моменты принятия управленческого решения — управленческие ситуации, в которых были приняты стратегические решения. Эти точки образуют вершины графа процесса управления. С его помощью может быть смоделирован процесс управления. Каждой управленческой ситуации принятия стратегического решения и начала его реализации соответствует вершина графа.

Поскольку управленческое решение принимается, как правило, в условиях неполной информации с той или иной степенью неопределенности, а будущее всегда содержит элемент неопределенности, управленческое воздействие, предпринятое в соответствии с ним, может вызвать изменения управленческой ситуации, которые однозначно спрогнозировать невозможно.

Как правило, существуют несколько вероятных сценариев развития управленческой ситуации, возникших после оказанного управленческого воздействия. Они также могут быть представлены вершинами графа процесса управления. В результате каждого варианта развития управленческой ситуации получается та или иная новая управленческая ситуация, отмечаемая на графе.

От вершины, соответствующей управленческой ситуации, в которой предпринято управленческое воздействие, до вершины, соответствующей управленческой ситуации, которая может возникнуть в результате управленческого воздействия, проводится дуга.

Процесс управления может быть представлен в виде графа процесса управления, с вершинами, соответствующими управленческим ситуациям, возникшим или возможным в процессе управления. В вершинах графов приведена их содержательная интерпретация.

Модель процесса управления, представленного в виде графа, была рассмотрена М. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедуори.

Заметим, что вершины графа процесса управления могут возникать не только как следствие управленческого воздействия, но и в результате изменений внешней или внутренней среды как следствие возникновения новой управленческой ситуации (рис. 2.12).

Рис. 2.12. Пример использования технологического графа решений

(* означает, что решение принято или данное событие свершилось)

Особая роль в процессе управления принадлежит управленческим ситуациям; от принятых в них решений и их реализации зависит положение объекта управления, его дальнейшее развитие. Вершины графа процесса управления, соответствующие таким управленческим ситуациям, называются критическими, или ключевыми. Управленческий контроль осуществляется прежде всего в критических точках развития, соответствующих управленческим ситуациям, в которых определяется положение и дальнейшее развитие объекта управления.

Принятию стратегических решений в ключевых вершинах графа процесса управления должен предшествовать анализ, проводимый на основе управленческих технологий (см. подробнее гл. 3). С применением технологий многокритериального оценивания можно оценить сравнительную важность и приоритетность управленческих ситуаций, представленных в графе процесса управления. Согласно этим оценкам устанавливается последовательность управленческих воздействий в тот или иной момент времени.