Разработка инструментария: подбор методик, определение выборки и хода исследования
Принципиальный момент – подбор методов и методик, соответствующих реализации целей и задач исследования. После этого определяется выборка (или материалы), на которой проводится исследование, а также продумывается ход проведения исследования.
Метод – способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Метод – это путь познания, который исследователь прокладывает, руководствуясь своей гипотезой. Методы должны быть адекватны проблеме, цели, задачам, объекту, предмету и гипотезе исследования.
Важно, чтобы методы были доступны для исследователей как по процедуре, так и по обработке. От того, как будут подобраны методы, как они будут применены, зависит результат исследования. Метод диктует результат.
Методы и методики – это то, с помощью чего и как мы будем исследовать.
Пример выбора метода: опрос в форме интервью по заранее составленному опроснику.
Выборка. Определение выборки – существенный момент в психологическом исследовании. Выборка может быть:
– фронтальной (всех);
– случайной (условно говоря, кто первый попадется);
– кластерной (по заданному числу представителей от каждой отдельной группы, различных по существенным параметрам) и т.д.
При продумывании выборки изначально могут быть определены процент или численность участвующих в исследовании. Среди параметров выборки существенны: пол, возраст, социальное положение, жизненный опыт, этничность, различные демографические, социальные, экономические и иные параметры. Их значимость во многом зависит от целей и задач исследования, а также может быть заложена в гипотезе. Выборка заранее четко определена по значимым параметрам (кто нужен), но в ряде случаев она может исходить из действительности (кто). Существенно, чтобы выборка была адекватна цели и задачам исследования.
Выборка – это то, от кого мы получим материал для исследования.
Пример определения выборки: взрослых – 10 человек; учащихся каждой возрастной группы – по 20 человек (10 девушек и 10 юношей).
Ход исследования. Часто важен и принципиален в плане выбора условий, последовательности проведения исследований (например, до обеда или после, вначале будут опрошены взрослые, а потом дети, исследование будет проходить индивидуально или фронтально и т.д.). Кроме того, ход исследования должен предусматривать возможность корректировки методик, изменения выборки, влияния условий и времени проведения исследования и т.д.
Ход исследования – определение последовательности и условий проведения исследования.
Пример планирования хода исследования:
1. Проведение пилотажного опроса: по двое взрослых, юношей, девушек.
2. Корректировка опросника.
3. Проведение опросов методом интервью индивидуально во время выхода на природу, стараясь не допустить обмена мнениями во время опроса между респондентами.