Психосоциальное развитие в младшем школьном возрасте
К началу младшего школьного возраста мышление делает качественный скачок, ребенок постепенно учится понимать, что думают и чувствуют другие люди и что в их чувствах является следствием именно его поведения.
Гаяна, 6 лет и 6 месяцев
Перед Новым годом мы все записывали на маленькие листочки желания, чтобы их сжечь, когда будут бить куранты. Считается, что в этом случае желания обязательно сбудутся.
К моему удивлению дочка попросила меня написать в ее бумажку следующее:
– Чтобы папа стал хорошим.
– Чтобы у бабушки не болели ноги.
– Чтобы у дедушки на сердце было хорошо.
А я-то думала, что она попросит куклу.
Кроме того, в возрасте шести-семи лет ребенок может оценить последствия альтернативных выборов поведения в какой-то ситуации. Например, когда кто-то его нарочно толкнет, он может постараться толкнуть обидчика побольнее, и тогда последует драка, обоих драчунов накажут. Или же когда кто-то толкнет его, он может пожаловаться учительнице и она накажет другого ученика, а не его. Понятно, что в реальной ситуации ребенок так не рассуждает, но в свернутой форме эти мысли присутствуют, и с помощью взрослого их можно развернуть, помочь сформулировать словесно.
Формирование ответственности ребенка за свои поступки как показатель его социальной зрелости
Как следствие своих новых возможностей ребенок получает способность не только пожалеть другого, но принять ответственность за свои поступки. Это очень важная способность, поскольку она необходима человеку для того, чтобы жить в обществе, а ребенку – в детском коллективе. Некоторые считают ответственность за свои поступки важнейшим показателем уровня социальной зрелости, и с этим можно согласиться.
Однако важно отметить, что мы говорим всего лишь о потенциально возможной в данном возрасте способности, которая сама по себе автоматически не развивается, а возникает только при разумном воспитании родителями. Можно выделить три наиболее частых варианта отставания в ее формировании, т.е. ситуации, когда говорится о недостаточном развитии ответственности.
1. Сохранение у ребенка эгоцентрической позиции, т.е. неумение почувствовать внутреннее состояние другого, понять, что причиной его плохого настроения, обиды, грусти или чего-то еще может быть сам ребенок. Это происходит в случае, если ребенок не имеет опыта приспособления к желаниям других людей. Чаще всего такой ребенок воспитывается среди большого количества любящих взрослых, которые стараются угождать его желаниям. Для формирования у ребенка ответственности за свои поступки полезно, с одной стороны, искусственно создавать ситуации, в которых ребенок будет помогать окружающим, стимулировать его к этому. С другой стороны, важно обсуждать с ним чувства героев совместно просмотренных мультфильмов, сказок, подводить к осознанию того, что одну и ту же ситуацию разные люди воспринимают по-разному и не стоит ориентироваться только на свою точку зрения.
2. Недостаточное развитие у ребенка рефлексии, т.е. умения увидеть взаимосвязь между поступком и его последствиями. Вероятнее всего, в семье недостаточно внимания уделяется обсуждению того, почему ребенок поступил так или иначе в определенной ситуации, а поощрение или наказание осуществляется родителями без аргументации своих действий.
3. Недостаточное развитие у ребенка самоконтроля. Ребенок действует импульсивно на основании своих сиюминутных чувств и желаний без размышлений о том, стоит ли так поступать. Впоследствии он будет глубоко сожалеть о сделанном, но вряд ли это его остановит в подобных ситуациях. Здесь тоже можно побуждать ребенка к анализу причин и последствий своего поведения, но основой помощи должно стать развитие волевого поведения.