Психолого-педагогические основы семейного воспитания
Семейное воспитание — целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.
Воспитательный потенциал семьи — совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемые ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.).
Особенности семейного воспитания:
• органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка;
• непрерывность и длительность воздействия;
• многократность и противоречивость воспитательного воздействия;
• интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;
• относительная замкнутость;
• общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа);
• взаимная направленность формирующих воздействий. Негативные факторы семейного воспитания:
• преобладание материальных ценностей;
• бездуховность родителей;
• авторитаризм или безграничный либерализм;
• безнравственность, аморальный стиль и топ отношений;
• отсутствие нормального психологического климата;
• неразвитость родительских чувств;
• фанатизм в любых его проявлениях;
• противоправное (криминальное) поведение взрослых;
• отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых членов семьи.
Родительская установка — система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.
Неверные установки в семейном воспитании:
• предпочтение женских (мужских, детских) качеств у детей;
• страх утраты ребенка;
• проекция на детей собственных отрицательных качеств;
• амбиции родителей в отношении собственных детей;
• внесение в сферу воспитания конфликтов родителей. Принципы семейного воспитания:
• целенаправленность;
• культуросообразность;
• гуманизм;
• связь воспитания с жизнью детей и их потребностями;
• единство и согласованность общественного и семейного воспитания;
• учет возможностей и особенностей развития личности ребенка;
• единство требования и воспитательных позиций;
• включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и деятельность семьи.
Условия семейного воспитания:
• семейный быт, уклад;
• семейные традиции;
• семейные отношения, эмоциональный климат семьи;
• общение и совместная деятельность;
• понимание и принятие ребенка;
• чувство долга и ответственности за воспитание детей;
• педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами психолого-педагогической грамотности;
• авторитет родителей;
• организация жизненного пространства ребенка.
Принятие ребенка — признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, и на родителей в том числе; утверждение неповторимого существования именно этого человека со всеми свойственными ему качествами.
Несколько слов об авторитете родителей. А. С. Макаренко определял авторитет как такое нормальное взаимоотношение между воспитателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям. Им описаны в статье о родительском авторитете виды ложных родительских авторитетов: авторитет дружбы, любви, чванства, резонерства, подкупа и др.