Психолого-педагогические основы семейного воспитания

Семейное воспитание — целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.

Воспитательный потенциал семьи — совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемые ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.).

Особенности семейного воспитания:

• органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка;

• непрерывность и длительность воздействия;

• многократность и противоречивость воспитательного воздействия;

• интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;

• относительная замкнутость;

• общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа);

• взаимная направленность формирующих воздействий. Негативные факторы семейного воспитания:

• преобладание материальных ценностей;

• бездуховность родителей;

• авторитаризм или безграничный либерализм;

• безнравственность, аморальный стиль и топ отношений;

• отсутствие нормального психологического климата;

• неразвитость родительских чувств;

• фанатизм в любых его проявлениях;

• противоправное (криминальное) поведение взрослых;

• отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых членов семьи.

Родительская установка — система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.

Неверные установки в семейном воспитании:

• предпочтение женских (мужских, детских) качеств у детей;

• страх утраты ребенка;

• проекция на детей собственных отрицательных качеств;

• амбиции родителей в отношении собственных детей;

• внесение в сферу воспитания конфликтов родителей. Принципы семейного воспитания:

• целенаправленность;

• культуросообразность;

• гуманизм;

• связь воспитания с жизнью детей и их потребностями;

• единство и согласованность общественного и семейного воспитания;

• учет возможностей и особенностей развития личности ребенка;

• единство требования и воспитательных позиций;

• включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и деятельность семьи.

Условия семейного воспитания:

• семейный быт, уклад;

• семейные традиции;

• семейные отношения, эмоциональный климат семьи;

• общение и совместная деятельность;

• понимание и принятие ребенка;

• чувство долга и ответственности за воспитание детей;

• педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами психолого-педагогической грамотности;

• авторитет родителей;

• организация жизненного пространства ребенка.

Принятие ребенка — признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, и на родителей в том числе; утверждение неповторимого существования именно этого человека со всеми свойственными ему качествами.

Несколько слов об авторитете родителей. А. С. Макаренко определял авторитет как такое нормальное взаимоотношение между воспитателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям. Им описаны в статье о родительском авторитете виды ложных родительских авторитетов: авторитет дружбы, любви, чванства, резонерства, подкупа и др.