Психология в системе научного знания

Психология - это область гуманитарного, антропологического знания. Она тесно связана со многими науками. При этом достаточно отчетливо проявляются два аспекта таких взаимосвязей.

1. Есть науки, которые выступают своеобразной теоретической основой, базой для психологии: например, философия, физиология высшей нервной деятельности человека.

Философские науки имеют для психологии, прежде всего, теоретико-методологическое значение. Они вооружают человека пониманием наиболее общих законов развития объективной реальности, истоков жизни, смысла человеческого существования, формируют у него определенное видение картины мира, понимание причин происходящих в живой и неживой материи и в сознании людей процессов и явлений, объясняют суть реальных событий, фактов. Философия вносит решающий вклад в формирование мировоззрения человека.

Известно многообразие философских школ, как материалистических, так и идеалистических, стоящих на позициях монизма и дуализма. А потому понимание сути, истоков, особенностей формирования и функционирования психики людей, ее отдельных феноменов во многом определяется мировоззренческой позицией человека, в том числе и профессионального психолога-исследователя. Именно этим и объясняется существование множества психологических школ, направлений, особенно на Западе (бихевиоризм, фрейдизм, когнитивизм, интеракционизм и т.д.), для которого характерен плюрализм философских школ.

Наша отечественная психология смалывалась и развивалась преимущественно в рамках марксистской концепции, и ей в значительно меньшей степени, чем западной, присущ плюрализм позиций в понимании сущности и истоков человеческой психики, сущности самого человека. Характерным для отечественной психологии является диалектико-материалистический монизм в понимании индивидуальной и групповой психики людей.

В индивидуальной и групповой, общественной психике проявляют свое действие основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий истоки, причины развития; закон отрицания отрицания, показывающий, в каком направлении происходит развитие; закон перехода количественных изменений в качественные, объясняющий, как происходит развитие. С позиций и этих законов отечественная психология подходит к пониманию истоков, сути и особенностей развития психики людей, отдельных психических феноменов. Особое значение для психологии имеют общенаучные, философские категории: материя и дух, материальное и идеальное, взаимодействие, пространство и время, развитие, отражение, форма и ОГЛАВЛЕНИЕ, причина и следствие, сущность явления, категория меры и др.

Материальной основой психики выступает головной мозг. Психика человека является функцией нервной системы, прежде всего коры головного мозга. Поэтому большое значение в понимании индивидуальной психики и ее отдельных феноменов имеет физиология высшей нервной деятельности, которая изучает строение и закономерности работы коры головного мозга.

Рефлекторная теория И. М. Сеченова, получившая дальнейшее развитие в учении И. П. Павлова об условных рефлексах, работы А. А. Ухтомского, П. К. Анохина и других составили естественно-научную основу психологических знаний. Современные исследования нейрофизиологических механизмов деятельности мозга значительно расширили представления о физиологических механизмах психической деятельности.

2. Есть науки, в отношении которых психология выступает одной из базовых, теоретических основ. К числу таких наук в первую очередь относятся педагогические, юридические, медицинские, политологические, технические и ряд других. Разработка своих проблем этими науками в настоящее время не может быть достаточно полной и обоснованной без учета человеческого фактора, в том числе и психики человека, возрастных, этнических, профессиональных и других психических особенностей людей.

Психология выступает одной из базовых и профессиональных наук для педагогики, этики, политологии, поскольку для них основным объектом являются человек, организация и мотивирование его поведения и деятельности, формирование и развитие личности. К. Д. Ушинский не без основания считал: чтобы всесторонне воспитывать человека, его надо знать во всех отношениях, постоянно изучать, наращивать это знание и учитывать его как на этапе научных разработок педагогических, правовых, этических, политических систем, так и в практической деятельности.

Как видим, современная психология занимает особое место в системе других наук. Это можно представить следующим образом (рис. 1.3).

Рис.1.3. Взаимосвязь психологии с другими науками

Все более тесными становятся взаимосвязи психологии с техническими пауками и в целом с технической средой жизнедеятельности людей.

По мере развития научно-технического прогресса все большие требования предъявляются к профессиональной и психологической подготовке технических специалистов, к их способности правильно воспринимать, анализировать и оценивать состояния технических систем, эксплуатировать их, адекватно реагировать на происходящие в них процессы, особенно в экстремальных обстоятельствах.

Современные научно-технические знания позволяют конструировать и создавать сложные технические системы, трудно поддающиеся непосредственному управлению человеком. А потому при их создании уже па этапе проектного конструирования важно учитывать рекомендации психологии в отношении психических и психофизиологических возможностей человека воспринимать, оценивать поступающую от этих систем информацию и на этой основе успешно управлять современными техническими системами.

В целом психологию в системе современного научного знания можно представить следующим образом (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Психология в системе современного научного знания

Центральное место в психологии занимает понимание психики: ее сущности, истоков, содержания, функций, форм существования и проявлений и т.п.