Проверка соответствия заявленного селекционного достижения критериям охраноспособности

Процесс признания селекционного достижения объектом правовой охраны предусматривает не только составление и подачу заявки на выдачу патента на селекционное достижение в Госсорткомиссию, но и получение положительного заключения по проверке соответствия заявленного селекционного достижения критериям охраноспособности и удовлетворения его наименования требованиям ст. 1419 ГК РФ.

Каждая заявка на выдачу патента подвергается предварительной экспертизе, в процессе которой устанавливаются:

– дата приоритета;

– наличие необходимых документов, а также их соответствие установленным требованиям.

Предварительная экспертиза заявки на выдачу патента проводится в течение месяца.

Пользуясь нормами ст. 1435 ГК РФ, а также п. 4 Правил составления и подачи заявки на выдачу патента на селекционное достижение, в течение одного месяца с даты поступления заявки в Госсорткомиссию заявитель вправе по собственной инициативе дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки. При этом возникает вопрос о соблюдении месячного срока рассмотрения заявки. Поскольку законодатель не дает ответа на этот вопрос, то можно предположить, что срок рассмотрения заявки удлиняется. По установившемуся обычаю, заявитель в таких случаях подает заявление о продлении срока проведения предварительной экспертизы или Госсорткомиссия своим решением продлевает указанный срок.

Если документы, отсутствовавшие на дату поступления заявки, не были представлены в установленный срок, заявка не принимается к рассмотрению, о чем заявитель уведомляется.

ВАЖНО!

Не допускается возврат зарегистрированной заявки. Вместе с тем заявитель (п. 4 ст. 1435 ГК РФ) обладает правом в течение трех месяцев со дня получения решения Госсорткомиссии об отказе в регистрации заявки оспорить его.

После проведения предварительной экспертизы сведения о принятых заявках публикуются в официальном бюллетене. Если автор селекционного достижения отказывается быть упомянутым в качестве такового, он должен сообщить об этом в специальном заявлении.

В течение шести месяцев со дня публикации сведений о принятой заявке на выдачу патента любое заинтересованное лицо может обратиться в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям с ходатайством о проведении экспертизы заявленного селекционного достижения на новизну. При этом указанный федеральный орган обязан сообщить заявителю о поступившем ходатайстве и изложить требование, в нем содержащееся. Заявитель может в течение трех месяцев со дня получения уведомления направить в федеральный орган возражение, изложив в нем свои аргументы против ходатайства.

Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, получив ответ на ходатайство, проводит в соответствии со ст. 1437 ГК РФ экспертизу заявленного селекционного достижения на новизну и по ее результатам принимает соответствующее решение, о котором сообщает заинтересованным лицам. Если заявленное селекционное достижение не соответствует критерию новизны, то принимается решение об отказе в выдаче патента на него.

Если селекционное достижение признается новым, то оно проходит экспериментальные испытания на отличимость, однородность и стабильность по методикам и в сроки, устанавливаемые Госсорткомиссией (ст. 1438 ГК РФ). Для проведения указанных испытаний заявитель обязан предоставить необходимое количество семян или племенного материала по адресу и в срок, указанные Госсорткомиссией.

Заявленному к охране селекционному достижению со дня подачи заявки и до даты выдачи патента предоставляется временная правовая охрана, т.е. на период испытания права на селекционное достижение охраняются (ст. 1436 ГК РФ). Однако следует иметь в виду, что временная правовая охрана предоставляет правомочия владения, пользования и распоряжения селекционным достижением в ограниченных объемах. Так, в этот период заявителю разрешается продажа и иное отчуждение семян, племенного материала только для научных целей, а также с целью создания их запаса.

При нарушении заявителем или с его согласия другим лицом указанных требований – временная правовая охрана считается ненаступившей, т.е. решение имеет обратную силу.

Если же в период временной правовой охраны селекционного достижения какое-либо лицо без ведома заявителя использует это селекционное достижение, то после получения патента оно обязано выплатить компенсацию правообладателю в размере, согласованном сторонами, при недостижении такового – судом (п. 2 ст. 1436 ГК РФ).

Полагаем уместным обратить внимание, что, несмотря на предоставление временной правовой охраны селекционному достижению, вопрос о статусе этого достижения в течение довольно длительного периода проведения его испытаний (апробации) и государственной экспертизы окончательно не решен. К примеру, остается открытым вопрос о том, считать ли результат селекционной деятельности, в отношении которого подана заявка на предоставление патента, селекционным достижением или же до получения патента заявленные новые сорта растений и породы животных признавать селекционным достижением нельзя? Ведь по результатам осуществленной экспертизы селекционного достижения на новизну может быть принято решение об отказе в выдаче патента.

Методику и сроки проведения указанных испытаний устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства. В настоящее время функции по разработке и утверждению методик государственного испытания сортов растений и пород животных закреплены за Госсорткомиссией.

Для проведения названных испытаний заявитель обязан предоставить необходимое количество семян или племенного материала по адресу и в срок, указанные федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям.

В этом проявляется основное отличие порядка регистрации изобретения от регистрации селекционного достижения. Если в первом случае исследуется изобретательская идея, авторский замысел, воплощенный в описании изобретения, формуле или чертежах (идеальное воплощение), то предметом экспертного исследования заявленного селекционного достижения являются не идеальные (предполагаемые), а уже созданные экземпляры сорта растений или породы животных, что и предполагает проведение не только предварительной экспертизы достижения на новизну, но и сельскохозяйственных испытаний на отличимость, однородность и стабильность. Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям имеет право использовать не только сведения и материалы, предоставленные заявителем, но и результаты испытаний, проведенных компетентными органами других государств, с которыми заключены соответствующие договоры; результаты испытаний, проведенных другими российскими организациями по договору с компетентным федеральным органом.

Требования, установленные законодательством РФ, о соответствии нового сорта растения ряду признаков, позволяющих предоставить ему правовую защиту, являются основополагающими и в международном законодательстве об охране прав селекционеров. Так, в ст. 6 Международной конвенции об охране новых сортов растений 1961 г. предусматривается, что новый сорт должен:

– четко отличаться одним или несколькими важными признаками от любого другого сорта, существование которого в момент, когда испрашивается охрана, общеизвестно;

– быть достаточно однородным, учитывая особенности его полового или вегетативного размножения;

– быть устойчивым в своих основных признаках, т.е. соответствовать своему определению при последующем воспроизводстве или размножении.

Таким образом, в нормах международного права раскрывается ОГЛАВЛЕНИЕ критериев отличимости, однородности и стабильности нового сорта растения.

Приоритет селекционного достижения устанавливается по дате поступления в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявки на выдачу патента (ст. 1434 ГК РФ).

Если в один и тот же день в федеральный орган поступает две или более заявок на выдачу патента на одно и то же селекционное достижение, приоритет устанавливается по более ранней дате отправки заявки. Если экспертизой установлено, что эти заявки имеют одну и ту же дату отправки, патент может быть выдан по заявке, имеющей более ранний регистрационный номер, присвоенный федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, при условии, что заявители не достигли соглашения об ином.

Вопрос о значимости данной нормы для практики использования селекционных достижений не имеет такой важности и ценности, как, например, в изобретениях или иных технических результатах. Дело в том, что в силу биологических особенностей растений и животных невозможно получить два абсолютно одинаковых селекционных достижения без семенного или посадочного материала и соответствующих агротехнических приемов возделывания. В связи с этим публикация любых сведений о результатах селекции, даже их подробное описание и цветные иллюстрации, не влияют на новизну биологической формы вследствие неповторимости биологического объекта.