Виды трансфертов

Различные цели бюджетной политики достигаются посредством соответствующих видов трансфертов. Рациональное построение системы межбюджетных отношений предполагает учет влияния последствий применения трансфертов на поведение получателей средств. Если субфедеральные органы власти обладают реальной бюджетной самостоятельностью (пусть не безграничной), для них актуален выбор оптимального соотношения налогов и потребления .локальных общественных благ. Межбюджетные трансферты, изменяя условия выбора, влияют на это соотношение.

Стимулирующее действие трансферта зависит от его типа. По возможности использования трансферты разделяются на целевые и нецелевые (рис. 7.2). Среди целевых трансфертов в зависимости от требования к софинансированию трансфертов со стороны получателя выделяют недолевые и долевые трансферты, последние, в свою очередь, бывают лимитированными и нелимитированными.

Рис. 7.2. Виды межбюджетных трансфертов

Нецелевой трансферт поступает в полное распоряжение регионального или местного бюджета и может быть использован по усмотрению органов власти на любые цели, соответствующие полномочиям органов власти данного уровня. Таковы, например, трансферты из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Зачисление доли федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ тоже можно рассматривать как нецелевой налоговый трансферт.

Нецелевой трансферт может быть потрачен на финансирование общественных благ и услуг, а также на снижение налогового бремени. Например, получая дополнительные доходы из федерального бюджета, субъект РФ может принять решение предоставить льготы но налогам, уплачиваемым в собственный бюджет.

При заданном объеме финансовой помощи получатели средств предпочитают нецелевые трансферты, которые предоставляют максимальную свободу действий при выборе направления расходования средств. Поскольку нецелевые трансферты позволяют увеличить доходную часть бюджета и не накладывают ограничений на расходы, получатель трансферта максимизирует свое благосостояние.

Однако органы власти, предоставляющие трансферт, часто готовы пожертвовать удовлетворением получателей трансфертов при условии, что средства тратятся на цели, для финансирования которых формировались трансферты. В данной ситуации целевые трансферты могут гарантировать, что средства будут израсходованы на финансирование услуг, важных с точки зрения вышестоящего бюджета.

Целевым называется трансферт, передаваемый в региональный или местный бюджет для финансирования решения заранее установленных задач.

Целевой трансферт называется недолевым, если бюджет, предоставляющий средства в виде трансферта, не требует софинасирования данной услуги.

Например, финансирование делегированных полномочий в России осуществляется за счет целевых недолевых трансфертов (субвенций). Целевой недолевой трансферт служит хорошим способом передачи финансовых ресурсов для выполнения функций, важных с точки зрения органов власти, предоставляющих трансферт, но не столь важных с точки зрения получателей трансферта или не относящихся к полномочиям получателей трансферта.

Целевой трансферт называется долевым, если регион обязан дополнять ею ассигнованиями из собственных источников на достижение той цели, для которой трансферт предназначен.

Например, выделение трансфертов в рамках приоритетных национальных проектов в России — пример долевого целевого трансферта. Регион вправе обратиться за подобным трансфертом только, если он планирует потратить собственные средства на цель, поддерживаемую центральным правительством. Общегосударственный и региональный бюджеты как бы вступают в долю для "приобретения" конкретного общественного блага. В российской бюджетной системе целевой долевой трансферт называется субсидией.

Долевые трансферты бывают как лимитированными, так и нелимитированными. Долевой нелимитированный трансферт неограниченно возрастает с ростом целевых ассигнований территориального бюджета. Так, федеральное правительство может взять на себя обязательство финансировать половину расходов на строительство дорог независимо от его масштабов. Ограничителем суммарных затрат в этом случае служит только готовность населения региона оплачивать вторую половину расходов. Однако возможен и иной вариант, когда, например, определяется предельная протяженность дорог, в финансировании строительства которых участвует федеральный бюджет, или просто устанавливается предельная сумма ассигнований, на которую вправе рассчитывать регион. В подобных случаях трансферт является лимитированным.

В зависимости от целей органов власти, предоставляющих трансферт, необходимо выбирать тот или иной инструмент для их достижения (табл. 7.6).

Таблица 7.6. Цели предоставления межбюджетных трансфертов и способы их достижения

Цель

Инструменты

Устранение вертикального дисбаланса бюджетной системы

Изменение разграничения налоговых источников и расходных обязательств между уровнями бюджетной системы Налоговый трансферт (регулирующие налоги)

Горизонтальное выравнивание доходов

Нецелевой выравнивающий трансферт Изменение разграничения налоговых источников и расходных обязательств между уровнями бюджетной системы Изменение границ территории

Выравнивание обеспеченности бюджетными услугами

Целевой недолевой трансферт

Стимулирование проведения определенной политики

Целевой (цель сформулирована достаточно широко) долевой трансферт