Процессный и функциональный подходы к управлению

Управлять – значит, ставить конкретные цели, планировать, осуществлять контроль на основе утвержденных планов, анализировать результаты, сопоставляя их с плановыми показателями, выявлять причины отклонений и принимать решения, устраняющие эти расхождения. В теории управления эта замкнутая цепочка называется циклом управления, а ее звенья образуют этапы цикла (рис. 2.5).

Каждому из этапов цикла управления соответствуют определенные функции управления (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Соответствие этапов и функций управления

Функции управления

Этапы цикла управления

Целеполагание

Постановка целей предприятия

Принятие решения

Планирование

Организация

Организация и исполнение планов

Регулирование или контроль сверху

Контроль за исполнением

Учет

Фактическое исполнение, анализ достигнутых результатов

Обратная связь (контроль снизу)

Обсуждение достигнутых результатов, корректировка дальнейших планов

Рис. 2.5. Цикл управления

Первой функцией является целеполагание, без которого невозможно достижение цели предприятия, а значит, его существование как системы. Для достижения этой цели требуется принимать решения, что выражается в планировании последовательности мероприятий, необходимых для реализации цели. После планирования наступает черед исполнения (реализации), и ход, и результаты которого должны находиться под контролем. Контроль предусматривает в первую очередь предварительный учет, являющийся основой всего цикла управления и пронизывающий практически все этапы, а потому он не выделен в отдельный этап и показан охватывающим несколько этапов. На этапе анализа информации, которая получена в результате контроля, выявляются отклонения от плана – по величине, направлению, причинам. На основании проведенного анализа формируется управленческое воздействие, происходит корректировка планов, а в каких-то крайних случаях – и непосредственно целей предприятия. И цикл запускается сначала.

Еще в 1916 г. А. Файоль определил роль управления как возможность предвидеть, организовывать, руководить, координировать и контролировать. В современном промышленном производстве к вышесказанному можно добавить постановку целей, формирование стратегии, планирование и проектирование работ, мотивирование деятельности, учет и оценку работ, контроль, обратную связь путем корректировки целей.

Таким образом, функционирование каждой компании всегда проходит в рамках управленческого цикла. Оптимальность цикла управления напрямую зависит от составляющих его элементов и эффективности их взаимодействия.

При этом существует два основных подхода к управлению: процессный и функциональный. При функциональном подходе предприятие рассматривается как механизм, обладающий набором функций, которые распределяются среди подразделений и выполняются сотрудниками предприятия. Они выполняют узкоспециализированные задачи, не работая на достижение миссии предприятия. Структурные подразделения предприятия взаимодействуют между собой и передают друг другу управляющие воздействия, что порождает различного рода разногласия: конфликты интересов, конфликты бюджетов и т.п. Основные недостатки функционального подхода заключаются в следующем:

1. При функционально структурированной организации отсутствует заинтересованность сотрудников в конечном результате. Чаще всего видение происходящего работниками не выходит за рамки своих подразделений, они не ориентированы на конечные цели предприятия, на удовлетворение потребностей покупателя.

2. Значительная часть реальных рабочих процессов на предприятии включает множество функций, т.е. выходит за рамки отдельных подразделений. Однако в функционально ориентированных структурах обмен информацией между различными подразделениями чрезмерно усложнен из-за ее вертикальной иерархичности, что приводит к большим накладным расходам, неоправданно длительным срокам принятия управленческих решений.

3. Большая часть времени, необходимого для осуществления управленческого воздействия на производственный процесс, затрачивается на взаимоотношения служб и оно значительно больше, чем время на реализацию самого решения. Это приводит к тому, что реакция на возмущающее воздействие идет с неоправданно большим опозданием.

По этим причинам общеизвестные способы совершенствования функциональной системы управления предприятием, например, изменение структуры предприятия, сокращение численности сотрудников, внедрение компьютерных информационных систем управления предприятием, попытки применения систем качества на базе ISO 9000 малоэффективны, а в некоторых случаях даже вредны. Поэтому кардинальное изменение ситуации на предприятии без изменения принципов управления не представляется возможным.

Процессный подход к управлению предприятием можно считать базовым при интегрировании предприятия. При этом подходе объектом управления выступает определенная деятельность на предприятии – процесс, который можно определить как ряд взаимосвязанных видов деятельности, характеризующихся потреблением ресурсов (вход процесса) и дающих определенный результат (выход процесса). Процессы проходят через все подразделения, вовлекая все службы предприятия, и ориентируются на конечный результат – увеличение стоимости бизнеса. Управляя процессами, имеющими свои цели, можно добиться высокой эффективной деятельности с помощью хорошо налаженных горизонтальных связей в вертикальной структуре управления предприятием.

Процессный подход – это выход на продуктивную идею внутренних поставщиков и потребителей, так как реальная деятельность, приносящая добавленную стоимость, не осуществляется отдельными элементами функциональной иерархии, а пронизывает предприятие в виде совокупности процессов.

Процессный подход позволяет:

• учитывать такие важные моменты, как ориентация на конечный результат, заинтересованность каждого исполнителя в повышении качества не только конечного продукта, но и своей работы;

• быстро реагировать на изменения условий внешних и внутренних факторов;

• оптимизировать обмен информацией между функциональными подразделениями;

• реализовать важную черту менеджмента качества встраивание контроля качества в процесс вместо контроля качества готовой продукции.

При реализации процессного подхода исполнители обладают большими полномочиями, увеличивается их роль, самостоятельность и, следовательно, отдача и удовлетворение трудом. Руководители же освобождаются от текущих оперативных вопросов и полностью концентрируются на решении стратегических, системных вопросов.

Таким образом, переход от функционального к процессному управлению является первым этапом интеграции предприятия. Для внедрения процессного управления потребуются радикальные преобразования.

При интеграции систем управления предприятием необходимо заменить авторитарный стиль руководства на демократический. Одним из факторов развития системы управления от бюрократической модели, являющейся строго регламентированной системой, к динамической модели является децентрализация управления, которая заключается в делегировании широких полномочий нижестоящим уровням, что способствует лучшему функциональному наполнению деятельности менеджеров. Практика децентрализации в структурах управления позволила выявить множество преимуществ. Во-первых, она способствует активизации профессиональных навыков руководителей, что усиливает их ответственность за принятие решений. Во-вторых, децентрализованная структура управления развивает соперничество на предприятии, создает атмосферу конкуренции. В-третьих, в такой структуре у руководителя больше возможностей проявить самостоятельность и увидеть свой вклад в решение проблем, что положительно сказывается на результатах деятельности предприятия в целом.

Децентрализацию на предприятии не следует воспринимать буквально. В каждой из организаций, помимо функций, напрямую связанных с выполнением ее миссии, существует множество процессов по обеспечению основной деятельности: контроль качества, логистика, учет финансово-хозяйственной деятельности, компьютерное, информационное и хозяйственное обслуживание производственного процесса. Эти функции относятся к бухгалтерии, отделу кадров, хозяйственному и другим отделам, которые позволяют существовать предприятию как единому целому. Если децентрализация основных функций четко предопределяется соответствующими производственными условиями, то степень децентрализации функций обеспечения и обслуживания зависит исключительно от конкретного соотношения расходов и доходов. Как правило, при прочих равных условиях, чем значительнее децентрализация названных первых функций, тем большую экономию дает централизация вторых и третьих.

Сравнительная характеристика существующих подходов к управлению предприятием представлена в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Сравнительная характеристика существующих подходов к управлению предприятием

При-

знак

Подход

Функциональный

Процессный

Сущность

Предприятие рассматривается как механизм, обладающий набором функций, распределяемых среди подразделений

Предприятие представляется набором процессов, проходящих через все подразделения и задействующих все службы предприятия

Объект

Отдел, организационная структура

Бизнес-процесс

Недостатки

1) отсутствие заинтересованности работников

в конечном результате, они не ориентированы на целевые задачи предприятия;

2) усложнен обмен информацией между подразделениями, что приводит

к большим накладным расходам, длительным срокам выработки управленческих решений;

3) требуется много времени для реализации управленческого воздействия на производственный процесс;

4) авторитарное управление и др.

1) взаимозависимость лиц, принимающих решения

Достоинства

1) бесконфликтный процесс принятия решений, исключающий взаимозависимость лиц, принимающих решения

1) ориентация на конечный результат;

2) достижение высокой эффективности деятельности;

3) гибкость реагирования на внешние и внутренние изменения;

4) контроль качества процесса, а не конечного продукта;

5) мотивация;

6) оперативность;

7) демократическая система управления

Каждый руководитель, задумываясь о вопросах повышения эффективности деятельности своего предприятия и достижении целей, которые бы соответствовали как его ожиданиям, так и ожиданиям акционеров и инвесторов, рано или поздно приходит к пониманию важности создания такой системы управления, которая приводила бы к реализации этих целей.