Проектирование складских систем

Перечислим условия эффективного функционирования склада как элемента логистической системы.

1. Склад должен рассматриваться не изолированно, а как элемент логистической системы. Эффективность функционирования склада должна отвечать интересам эффективного функционирования логистической системы в целом.

2. Необходимо учитывать взаимодействия и взаимоотношения склада как на уровне всей логистической системы (внешней среды окружения), так и внутри субъекта логистической системы, чьей материально-технической базой он является.

3. Необходимо увязать технические и технологические возможности движения материального потока, проходящего через склад, с внешним транспортом, а также непосредственными поставщиками и покупателями.

4. Снижение затрат на складскую обработку грузов не должно повлечь за собой понижение уровня обслуживания клиентов.

5. Комплекс логистических услуг, предоставляемых складами, должен отвечать политике фирмы при обслуживании клиентов.

6. Технические и технологические решения на складе должны исходить не из конъюнктурных соображений, а из логистической необходимости и экономической целесообразности.

7. Современный уровень развития логистических систем предполагает автоматизированную систему управления информационными потоками независимо от уровня технической оснащенности самого склада.

8. Для снижения трудозатрат, связанных с документооборотом, целесообразно предусмотреть единый подход к документации между всеми участниками логистической системы.

9. Для автоматизации информационных потоков в логистической системе и на складе целесообразно внедрение штрихового кодирования груза.

Эффективность функционирования склада в процессе эксплуатации лишь реализуется, а закладывается она на этапе проектирования складской системы. Для этого в процессе принятия объемно-планировочных решений следует выполнять следующие требования.

1. При выборе основных параметров складских зон необходимо исходить из специфики номенклатуры перерабатываемого груза, особенностей поставки на склад (вида транспортных средств, размеров партии, внешнего товароносителя, частоты поставки) и со склада (размеров партии заказа, числа ассортиментных позиций в заказе, частоты отправки заказа каждому клиенту, числа заказов и т.д.).

2. Расположение складских зон по отношению друг к другу должно обеспечивать последовательное осуществление операций технологического процесса.

3. Разгрузочно-погрузочный фронт разрабатывается с учетом видов и характеристик транспортных средств и интенсивности входящих и выходящих потоков.

4. При работе с различными типами транспортных средств (железнодорожные, автомобильные и пр.) зоны разгрузки и отгрузки располагаются с противоположных сторон склада.

5. Зона разгрузки должна находиться в непосредственной близости к экспедиции приемки и складской зоне приемки.

6. Зона приемки, примыкающая к зонам хранения, должна иметь места для временного хранения товара до полной его приемки и регистрации.

7. Зона основного хранения оснащается соответствующим технологическим оборудованием, которое выбирается с учетом специфики товара, его стоимости, партии поставки, особенностей комплектации и т.д.

8. Проходы и проезды в зоне храпения определяются в соответствии с применяемыми подъемно-транспортными средствами.

9. Размещение технологического оборудования в пространстве склада должно обеспечивать не только максимальное использование площадей, но и максимальное использование высоты склада.

10. Зона комплектации должна быть оснащена оборудованием с учетом особенностей самого товара и выбранной системы комиссионирования.

11. Зона комплектации должна обеспечивать движение грузопотока в экспедиции отправки или к разгрузочной рампе, поэтому расположение ее предполагает непосредственную близость с указанными зонами.

12. Экспедиция отправки должна иметь прямой выход к местам отгрузки.

13. Разгрузочная рампа должна обеспечивать механическую обработку груза при отправке заказа на любой вид транспортного средства.

При решении задачи определения расположения склада на обслуживаемой территории в качестве критерия используется величина логистических издержек, которая может существенно меняться не только в зависимости от количества складов, но также и в зависимости от места расположения этих складов на обслуживаемой территории. Эта задача относится к классу задач размещения производства, и для ее решения используют следующие методы.