Проектирование поведения человека в организации
В технологические процессы менеджмента входят не только процессы движения информации, но и деловое поведение человека. Оно тоже может и должно быть предметом проектирования технологий менеджмента.
? Полемическое суждение
А можно ли проектировать поведение человека? Не похоже ли это на зомбирование человека?
! Ответное суждение
Проектирование поведения – это создание необходимых организационных условий деятельности человека, это дисциплина, без которой невозможна совместная деятельность. Но дисциплина – это потребность организованной деятельности и никто не считает ее зомбированием.
Бо́льшую часть своей жизни человек проводит на работе, в организации. Его поведение определяется не только личными качествами, но и особенностями как самой организации, так и ее менеджментом.
Проектирование поведения человека в организации не означает программирование человека, изменение его личных качеств. Необходимо создание условий для проявления и развития (закрепления) положительных личных качеств человека. Такие условия должны существовать не только в статике менеджмента (системе менеджмента), но и в его технологии. Каждый акт воздействия определяет поведение человека в организации. Оно может проявляться и нести в себе либо уверенность, либо нервозность, понимание или непонимание цели, соответствие или несоответствие функциям и полномочиям, завышенную или заниженную ответственность, признание или игнорирование профессионализма, опыта, образования, доброжелательность и уважение или официальную холодность.
Социально-психологическая атмосфера в организации формируется из множества воздействий, каждое из которых осуществляется по определенной технологии. Бесконтактные технологии отчуждают людей; технологии неопределенного воздействия могут рождать безответственность, халатность, равнодушие, беспокойство; технологии мелочности и излишней детальности ведут к снижению творческого потенциала, формальности; технологии бессмысленного реагирования снижают авторитет менеджера со всеми отрицательными последствиями этого.
Факторы рационального поведения человека
Но какое поведение человека в организации можно считать рациональным? Конечно, здесь нет универсальных и общих критериев. Однако каждый менеджер вполне определенным образом оценивает поведение своего персонала. Ведь в этом находит свое отражение такая характеристика менеджмента, как управляемость – реакция персонала на воздействие. Она может быть в виде явного или неявного противодействия, явного или скрытого бездействия, но может быть и в виде творческого и самостоятельного действия, корректирующего или просто дополнительного действия, активизации деятельности.
? Полемическое суждение
Может быть, управляемость тождественна голому исполнительству? Как же понимать тогда самостоятельность и творческое отношение к работе?
! Ответное суждение
Наоборот, управляемость предполагает понимание ситуаций и решений, желание получить необходимый результат. Это невозможно без самостоятельного осмысления проблемы, глубокого ее понимания, а следовательно, и творческого отношения к работе.
Здесь и находит свое выражение понимание рационального поведения, которое зависит не только от персонала, но и от поведения менеджера и функционирования всей системы менеджмента. Признаки управляемости и отражают критерии рационального поведения. В более подробном изложении их можно отразить в следующих факторах:
• лояльность к организации и ее менеджменту;
• готовность в максимальной степени проявить свои профессиональные качества;
• стремление к повышению своего образовательного и профессионального уровня;
• участие в инновационной деятельности организации, творческий подход к исполнению своих функций и полномочий;
• участие в разработке решений и готовность к сотрудничеству;
• критическая оценка своей деятельности и функционирования организации;
• объективная оценка причин и факторов успехов и промахов.
Конечно, каждый менеджер стремится повысить управляемость и думает о том, как это сделать. К этому стремится и персонал, потому что повышение управляемости создает хорошие условия для работы.
Эти признаки рационального поведения находят свое отражение в технологии менеджмента. Они способствуют ускорению технологических процессов и повышению их эффективности. С точки зрения технологии менеджмента, могут быть два вида ее построения – персонализация и персонификация. Первая отражает работу с группами персонала, вторая – учет, насколько это возможно, персональных особенностей индивида: профессионализм, опыт, интересы, ценности и др. В технологиях менеджмента могут преобладать различные подходы: опора на массы или опора на конкретных людей.
Разрешение противоречий в организации
Технологические процессы менеджмента могут рождать противоречия, которые создают дополнительные организационные проблемы. Эти противоречия могут быть различными, но наиболее типичными из них являются противоречия дублирования заданий, несоответствия условий работы, недостаточный учет ресурсных возможностей, нереальность временны́х ограничений, недооценка или переоценка профессионализма, поручения, не подкрепленные соответствующей информацией, перегрузка звеньев системы управления или вообще неравномерная их загрузка, нарушение ритмичности работы (сугубо технологическая характеристика). Все это нарушает нормальное течение всех технологических процессов менеджмента.
Разрешение противоречий находится в области их предвидения, оценки возможностей возникновения, своевременном устранении возникающих противоречий. Большую роль играет деятельность внутренних консультантов, которые должны осуществлять мониторинг технологий менеджмента и способствовать предотвращению или корректированию противоречий.