Признаки государства, отличающие его от других политических организаций общества
От других политических организаций государство отличает прежде всего его суверенность. Суверенитет государства представляет собой единство двух сторон:
1) независимости государства вовне;
2) верховенства государства внутри страны.
Суверенитет имеет отношение только к целому государству, а не к отдельным его частям. Независимость государства вовне ограничивается суверенитетом других государств (точно так же, как свобода конкретного индивида ограничивается свободой других людей).
Внутренняя сторона государственного суверенитета состоит в том, что государство самостоятельно учреждает и формирует систему своих органов, определяет их компетенцию, устанавливает в обществе правопорядок путем принятия законов, с помощью своих органов поддерживает, охраняет этот правопорядок, независимо от других государств осуществляет юрисдикционную деятельность по рассмотрению и разрешению различного рода юридических дел.
Внешняя сторона суверенитета проявляется в том, что государство самостоятельно осуществляет внешнюю политику, политику по отношению к другим государствам. По своей воле и в интересах общества, которое оно представляет, государство вступает в международные организации, союзы, сообщества, заключает договоры с другими государствами, решает вопросы войны и мира, охраны своих территорий. Вместе с тем следует признать, что суверенитет государства во многом зависит от экономической базы государства и его военной мощи. Государство экономически слабое и слабое в военном отношении может утратить суверенитет полностью или частично.
Суверенитет как фактическое состояние независимости государства может быть различной степени (большей или меньшей). Однако для признания государства со стороны других государств необходим хотя бы минимум суверенитета.
Из суверенитета государства (верховенства государственной власти) вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций. В частности, государство:
• распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей. В пределах своих границ государство осуществляет полную и исключительную власть;
• во времени государство осуществляет государственную власть постоянно и непрерывно. Оно должно управлять днем и ночью и во все четыре времени года;
• имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;
• обладает исключительным правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы), при этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;
• обладает монополией на легальное применение силы (в том числе и физического принуждения) в отношении населения. Государство может легально (на законных основаниях) лишить граждан (подданных) высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода;
• имеет такие средства воздействия, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т.п.).
На одной и той же территории не может быть власти двух государств. Встречающиеся в истории случаи двоевластия имеют место обычно в какой-то переходный период, носят кратковременный характер и заканчиваются переходом к единовластию.
Иногда признаком государства называют право. Это не так. Право не является признаком государства так же, как государство не является признаком права. Право и государство – явления самостоятельные, и каждое из них обладает своим собственным набором признаков. Право является не признаком государства, а признаком существования государства в обществе, что не одно и то же. (Государственная организация общества таким же образом позволяет судить о наличии в нем и права.) Если же речь идет о прерогативе (исключительном праве) государства на издание юридических норм, то это тоже не дает оснований считать право признаком государства.