Лекция 18. ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Охрана окружающей среды является одной из важнейших проблем, которые волнуют человечество. Развитие современного производства на основе достижений научно- технического прогресса привело к резкой интенсификации использования природных ресурсов, применению мощных средств воздействия на природу, качественному изменению соотношения сил между производительными силами и природой. Природоохранная деятельность является сферой приложения сил международного масштаба. Вместе с тем охрану окружающей среды можно рассматривать как серьезный фактор повышения эффективности производства, поскольку загрязнение атмосферы, водных источников, земли приводит к снижению отдачи производственных ресурсов, вложенных в экономику.
В связи с этим в масштабах страны сформирована государственная система, регулирующая природопользование и природоохранную деятельность. В составе этой системы исполнительные функции выполняет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и подчиненные ему органы:
• Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
• Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
• Федеральное агентство водных ресурсов;
• Федеральное агентство по недропользованию;
• Федеральное агентство лесного хозяйства.
Таким образом, в системе государственного регулирования природопользования и природоохранной деятельности задействованы органы, осуществляющие законодательные, исполнительные и контролирующие функции, а также функции надзора.
Охрана окружающей среды — это деятельность органов власти, общественных организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия на окружающую среду.
Основным оценивающим показателем эффективности природоохранных мероприятий является качество окружающей среды, т.е. ее состояние, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью. Для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов устанавливаются нормативы качества окружающей среды.
К нормативам качества окружающей среды относятся:
• нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
• нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе показатели уровней радиоактивности и тепла;
• нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
• иные нормативы качества окружающей среды.
К лицам, которые осуществляют в нашей стране производственно-хозяйственную деятельность, предъявляются требования, установленные природоохранными нормативами, государственными стандартами в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Государственными стандартами, в частности, устанавливаются:
• требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля;
• ограничения в сфере хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду;
• порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.
Исполнение вышеуказанных требований контролируется с помощью таких методов, как государственный мониторинг окружающей среды, экологический контроль и экологический аудит, оценка воздействия на окружающую среду, лимиты на выбросы и сбросы, нормативы допустимых физических воздействий, нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ.
Отметим, что в области охраны окружающей среды применяется лицензирование деятельности, что является действенным методом, ограничивающим нанесение вреда природе.
Другим не менее эффективным методом охраны окружающей среды является экологическая экспертиза. Она проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности и может быть обязательной или добровольной.
Кроме этого в России проводится государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды. В частности, за нарушение законодательства в этой сфере законодательно установлены меры имущественной, дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
Негативное воздействие на окружающую среду в рамках неизбежных величин является платным. Формы платы, порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются российским законодательством.
Кроме всего прочего, законодательством РФ установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с нормами.
Основной задачей предприятия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов является такая организация и осуществление производственных процессов, которая позволит предотвратить их отрицательное воздействие на окружающую среду.
Заметим, что природоохранная деятельность предприятия имеет ряд характерных особенностей. Во-первых, необходимо учитывать, что ее результат является продуктом взаимодействия общественно-производственных и природных процессов, многие из которых не только не поддаются регулированию, но и недостаточно изучены. Во-вторых, осуществляя природоохранную деятельность, следует иметь в виду многообразие средств воздействия на природу, а также последствия этого воздействия для предприятия. Третья особенность состоит в преимущественно региональном характере природоохранной деятельности. В то же время границы загрязненных зон зачастую не совпадают с принятыми рамками административно-территориального деления.
Схемы, иллюстрирующие материал данной главы, представлены на рис. 18.1—18.13.
Рис. 18.1. Структура управления природопользованием в Российской Федерации
Рис. 18.2. Система охраны окружающей среды
Рис. 183. Принципы деятельности по охране окружающей среды
Рис. 18.4. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды
Рис. 18.5. Нормирование качества окружающей среды
Рис. 18.6. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду
Рис. 18.7. Организация охраны окружающей среды
Рис. 18.8. Экологический паспорт предприятия
Рис. 18.9. Характеристика платежей за загрязнение окружающей среды
Рис. 18.10. Характеристика платежей за землепользование
Рис. 18.11. Характеристика платежей за пользование водой
Рис. 18.12. Характеристика платежей за недра
Рис. 18.13. Характеристика платежей за пользование лесными ресурсами
Выводы
1. Государственное управление природоохранными мероприятиями осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Оно широко освещается средствами массовой информации, привлекая внимание общества к деятельности в этом направлении.
2. Государственная природоохранная политика сформировала механизм, обеспечивающий рациональное природопользование на основе государственной экологической экспертизы, имеющей целью проверку соответствия производственно-хозяйственной деятельности предприятий экологической безопасности общества. Качество окружающей среды является обобщающим показателем; оно оценивается с помощью нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК), предельно допустимых выбросов (ГІДВ) и предельно допустимых сбросов (ГТДС). В настоящий момент законодательно установлены платежи за загрязнение окружающей среды, землепользование и водопользование, плата за пользование недрами и лесными ресурсами. За сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов установлены штрафные санкции, источником выплаты которых является чистая прибыль предприятий.
3. Государственная единая система экологических фондов объединяет федеральный экологический фонд, внебюджетные республиканские, краевые, областные и местные фонды. Цель их деятельности — решение природоохранных задач, восстановление потерь и компенсация вреда, нанесенного окружающей среде.
4. Важным документом, характеризующим предприятие как хозяйствующий субъект, является эколого-экономический паспорт. Он состоит из двух частей: в первой содержатся общие сведения о предприятии и его производственной направленности, а во второй — перечень планируемых мероприятий по снижению нагрузки па окружающую среду. Выполнение намеченных планов оценивается с помощью системы показателей, которые разбиты натри группы: в первой — показатели, характеризующие влияние предприятия на состояние окружающей среды, во второй — показатели организационно-технического уровня природоохранной деятельности, в третьей — общие и частные показатели, позволяющие анализировать эффективность затрат предприятия на охрану природы.