Лекция 3. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Различают принципы управления персоналом и принципы построения системы управления персоналом.
Принципы управления персоналом – это правила, положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Отражают требования объективно действующих экономических законов, поэтому и сами являются объективными.
Принципов управления – множества, но при всех условиях управление персоналом осуществляется на основе следующих традиционно утвердившихся в организациях принципов: научность, централизм, плановость, первое лицо, единство распорядительства; отбор, подбор и расстановка кадров; сочетание единоначалия и коллегиальности, централизации идей рализации; линейное, функциональное и целевое управление, контроль исполнения решений и др. Ряд американских и японских корпораций широко используют следующие принципы управления персоналом: пожизненный найм, контроль исполнения заданий, основанный на доверии; сочетание такого контроля с корпоративной культурой; консенсуальное принятие решений, обязательное одобрение принимаемых решений большинством работников.
Обратимся к основным принципам управления персоналом, выделенным В. И. Кноррингом:
1) принцип цели: каждое действие должно иметь ясную и определенную цель;
2) принцип правовой защищенности управленческого решения: знание действующего законодательства и принятие управленческих решений только с учетом соответствия этих решений действующим правовым актам;
3) принцип оптимизации управления: повышение эффективности управляемой системы;
4) принцип соблюдения нормы управляемости. Любое управленческое решение должно соответствовать возможностям упраляемой системы. Управляющее воздействие не должно быть столь экстремальным, чтобы вывести объект управления из зоны управляемости (если тоько такая задача не стоит специально). Подавляющее большинство управляющих воздействий должно соответствовать нормам управляемости объекта воздействия;
5) принцип соответствия: порученная работа должна соответствовать функциональным обязанностям (установленной области компетенции), интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя;
6) принцип автоматического замещения отсутствующего: замещение отсутствующих должно решаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально. Следствие этого принципа – важность служебных должностных инструкций, документов, направленных на выполнение своего долга;
7) принцип первого руководителя: при организации выполнения важного производственного задания контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем предприятия, так как только первое лицо имеет право и возможность решать или поручать решение любого вопроса, возникающего при внедрении этого мероприятия;
8) принцип одноразового ввода информации: информация вводится в базу знаний только один раз, а доступ к ней обеспечивается для многих пользователей. Следование этому принципу позволяет объединять используемую информацию, обеспечивать единство информационной базы принимаемых решений и избегать дублирования;
9) принцип повышения квалификации. Персонал только в том случае будет соответствовать непрерывно меняющимся и усложняющимся требованиям рынка, когда будет постоянно повышать свою квалификацию, осваивать новые технологии и т.п.