Принципы и методы организации управления предприятием
Достижение целей предприятия предполагает разработку соответствующего плана, представляющего собой совокупность задач. Для реализации плана персонал предприятия должен выполнять эти задачи. Поскольку специализация и разделение труда значительно повышают его производительность у группы людей, то задача менеджмента заключается в нахождении эффективного способа комбинирования этих задач и работников. В предприятиях это достигается постановкой целей и поддержкой их, политикой, правилами, мотивацией и контролем. Таким образом, достижение поставленной цели предприятия предполагает координацию множества организационных задач и формальных взаимоотношений выполняющих их людей, что и представляет собой процесс организации. Организация это управленческая функция, представляющая собой процесс создания организационной структуры, обеспечивающей персоналу предприятия возможность эффективно работать для достижения поставленной цели.
Одним из основных аспектов процесса организации являются взаимоотношения полномочий. Это связывающие высший уровень менеджмента с низшими уровнями нити, позволяющие распределять задачи и координировать их выполнение. Средством, с помощью которого руководители устанавливают формальные взаимоотношения с персоналом, в любой организации является делегирование полномочий и связанное с ним распределение ответственности.
Полномочия — это делегированное ограниченное право использовать ресурсы предприятия и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение поставленных задач. Полномочия делегируются должности. Делегирование — это распределение задач и передача полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование полностью зависит от согласия работника взять на себя полномочия. Если задача не поручена кому-то другому, то менеджер обязан выполнять ее сам. Суть управления заключается в умении добиться выполнения работы другими. Ответственность — это обязательство выполнять поставленные задачи, отвечать за их удовлетворительное разрешение и отчитаться в их успешном завершении. Обязательство — это выполнение конкретных рабочих требований работником, занимающим определенную должность в предприятии. Ответственность не может быть делегирована — менеджер не может терять ответственность, передавая ее подчиненному.
Пределы полномочий — ограничение права использовать ресурсы предприятия и направлять сотрудников на выполнение поставленных задач. Пределы полномочий определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями, изложенными, как правило, в письменной форме. Полномочия расширяются с переходом на более высокий уровень управления, но даже высшее руководство имеет ограниченные полномочия. Существуют также внешние ограничения — нельзя делегировать полномочия, противоречащие законам. Тем не менее на практике пределы полномочий часто превышаются использованием должностными лицами своей власти. Власть — это способность действовать или влиять на ситуацию. Человек может иметь власть, не имея полномочий. Полномочия определяют, что имеет право делать должностное лицо, а власть — что оно может на самом деле.
Различают два общих типа организационных полномочий: линейные и аппаратные (штабные).
Линейные полномочия — полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее другим. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации. В результате возникает цепь инстанций.
Линейные полномочия тесно связаны с двумя принципами построения организации:
- принцип единоначалия подчиненный отвечает только перед одним начальником, приказы не должны отдаваться высшими руководителями низшим, минуя промежуточных;
- принцип ограничения управляемости — удерживание нормы управляемости на оптимальном уровне. Норма управляемости — это число работников, которые непосредственно подчиняются одному руководителю, она устанавливается на основе делегирования линейных полномочий. Если норма управляемости становится слишком большой, менеджмент не сможет в достаточной степени координировать, контролировать деятельность, развивать и мотивировать своих подчиненных.
Иногда линейные полномочия не могут удовлетворять все потребности организации. В условиях быстрого развития технологий, усложнения и частой изменчивости внешней бизнес-среды предприятиям требуется все больше специалистов разной квалификации, что ведет к возникновению в них множества вариантов аппаратных (штабных) полномочий.
Аппаратные (штабные) полномочия — это полномочия административного аппарата. Различают три типа полномочий административного аппарата:
- консультативный (консультирование линейного руководства по вопросам из их области знаний);
- сервисный (функции распространяются на выполнение определенных услуг, например отдел кадров);
- личный (разновидность сервисного аппарата: секретарь, помощник).
По степени делегирования полномочий различают централизованную и децентрализованную организации. Централизованная организация — руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий. Децентрализованная организация — управляющие среднего звена имеют значительные полномочия.
Управление предприятием можно рассматривать с двух точек зрения: как управление производством и реализацией продукции и как управление объектом собственности. Последнему соответствует управление акционерным обществом. При этом органы управления акционерным обществом можно разделить на три вида:
1) представительные (генеральный директор, правление);
2) исполнительные (общее собрание акционеров — высший орган управления. В его компетенцию входит принятие устава, изменение уставного капитала, утверждение годовых отчетов, распределение прибыли, принятие внутренних документов и т.д. Избирает совет директоров (наблюдательный орган) и ревизионную комиссию);
3) контрольные (ревизионная комиссия).