Принципы, методы и источники хозяйственного права
Принципы хозяйственного права – его основополагающие начала – распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование хозяйственной деятельности. Для данной отрасли права характерны следующие принципы.
1. Принцип целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате хозяйственной деятельности субъектов хозяйственных правоотношений.
2. Принцип равноправия субъектов хозяйственных правоотношений независимо от уровня, который они занимают в народно-хозяйственном комплексе: нормы нрава, регулирующие их хозяйственные отношения, в равной мере распространяются на всех участников этих отношений.
3. Принцип экономической свободы и поощрения предпринимательского поведения хозяйственных организаций.
4. Принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции.
5. Принцип комплексности государственного воздействия на хозяйственные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих целенаправить мотивацию деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов, непосредственных участников производственно-хозяйственных процессов – рабочих) на достижение общественно необходимых хозяйственных результатов.
6. Принцип законности. В условиях рыночной экономики в основу оценки законности ставится достижение экономической эффективности деятельности в интересах государства и общества без нарушения запретов закона и прав других лиц.
Под методом правового регулирования, применяемым в конкретной отрасли права, понимается совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования. Обычно считается, что каждой отрасли права присущ свой, особый, метод регулирования. В гражданском праве эта особенность выражается в юридическом равенстве взаимодействующих субъектов, в административном – в наличии отношений власти и подчинения. Однако наряду с этим в науке права широко обсуждается вопрос о единстве метода правового регулирования, в котором правовое воздействие принимает характер дозволения, предписания и запрета.
Предмет хозяйственного права имеет ряд особенностей, которые должны быть учтены при определении метода правового регулирования. К ним относятся:
• большое разнообразие реальных хозяйственных отношений, имеющих место в силу разнообразия деятельности участвующих в этих отношениях субъектов хозяйствования, а также в силу разнообразия научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов этих субъектов;
• самостоятельность субъектов хозяйствования в выборе и определении организационно-правовой формы предприятия, характера деятельности, ассортимента выпускаемой продукции и услуг, рынков снабжения и сбыта, производственной кооперации, системы управления, стратегии развития и т.п.;
• рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования;
• организация деятельности и управления на основе разнообразных по своей природе механизмов;
• возможность создания субъектами хозяйствования собственных (акционерных) механизмов взаимодействия и их усиления по мере развития акционерного предпринимательства.
Все это не позволяет встроить правовое регулирование в рамки какого-либо одного метода. Да и сама отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер, и, следовательно, ей присущи методы, используемые в других отраслях права.
Метод хозяйственного права должен обеспечивать:
1. Трансформацию правоотношений в мотивацию деятельности и в воздействия экономической, организационно-административной и политической природы в соответствии с природой факторов, на которые осуществляются эти воздействия.
2. Различные режимы воздействия: властное или диспозитивное (не предусматривающее наказание или поощрение) воздействия. Последнее реализуется в форме договорных или рациональных отношений, устанавливаемых самими субъектами хозяйствования в соответствии с рекомендациями правовой нормы.
3. Правовой характер воздействия, выражающийся в форме дозволения, или (и) предписания, или (и) запрета, содержащихся в правовой норме.
Этим требованиям к методу правового регулирования соответствует пространственная модель воздействия на предмет регулирования (объект управления), следование которой обеспечивает разнообразие регулирующих правовых воздействий и их синтез в правовой механизм в составе комплексного механизма управления (рис. 1.12).
Разнообразие правовых воздействий создает возможность формирования альтернатив в хозяйственных правоотношениях. В силу этого правовое регулирование приобретает итеративный характер (рис. 1.13). С установлением реальных хозяйственных отношений производится отбор правовых норм, которыми руководствуются субъекты этих отношений и, таким образом, определяется одна из альтернатив правоотношений (связь 1–2). При этом может потребоваться коррек-
Рис. 1.12. Пространственная модель метода правового воздействия
Рис. 1.13. Итеративный характер правового регулирования при наличии альтернативы хозяйственных правоотношений
тировка реальных хозяйственных отношений (связь 2–1). Целесообразно при формировании пары (реальные хозяйственные отношения, хозяйственные правоотношения) сформировать ряд альтернатив и выбрать наиболее рациональную из них. Далее в соответствии с выбранной альтернативой необходимо включить сформированные правоотношения в комплексный механизм управления (связь 2–3) и определить управляющие воздействия мотивационного, экономического, организационно-административного и политического характера. Чем шире и разнообразнее совокупность факторов, присущих реальным хозяйственным отношениям, тем разнообразнее должна быть природа воздействий. Искусство формирования конкретного механизма управления является важнейшим достоинством менеджера и требует от него определенных качеств. Овладение этим искусством возможно лишь в том случае, если менеджер освоит метод синтеза основополагающих категорий управления в сложные категории. Один из таких методов был показан ранее (см. рис. 1.2). Формирование пары [хозяйственные правоотношения, управляющие воздействия] дополняет этот метод (рис. 1.13). Не исключено, что данный процесс потребует корректировки правоотношений (связь 3–2). При оценке эффективности устанавливаемых правоотношений следует в первую очередь оценить возможное влияние правовой нормы на мотивацию деятельности субъектов данных хозяйственных отношений: безусловно недопустимо снижение плотности мотивации в достижении поставленных целей под влиянием установленной нормы. Правовая норма выполняет свою роль только в случае, если ее реализация усиливает мотивацию целенаправленной общественно необходимой деятельности. Таким образом, формирование этой пары носит также итеративный характер.
Однако окончательно оценку эффективности правового регулирования хозяйственной деятельности можно дать лишь по полученному результату (результатам), так как в хозяйственные отношения всегда вступает несколько субъектов хозяйствования. Если получаемые результаты устраивают, то задача правового регулирования выполняется (выполнена) успешно. Если же полученные результаты не устраивают, то необходимо на последующем этапе хозяйственной деятельности или вновь пересмотреть правоотношения (связь 5-2), или установить новые хозяйственные отношения, возможно, с иными субъектами хозяйствования (связь 5–1).
Не исключено, что некоторые существующие хозяйственные правовые нормы не позволяют получить нужный хозяйственный результат, так как сдерживают (ограничивают) использование имеющихся возможностей. В этом случае хозяйственник может воспользоваться принципом: законно все, что позволяет получить нужный общественно необходимый эффект и прямо не противоречит закону, хозяйственному обычаю и нормам нравственности.
Под источником права понимается государственная воля, выраженная в акте компетентного государственного органа. Этими актами в хозяйственном праве являются:
• Конституция РФ – главный источник всей системы права;
• кодексы Российской Федерации;
• федеральные законы – основной вид источника;
• указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм;
• постановления Правительства РФ, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и исполнение законов;
• технические регламенты на продукцию; процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; на выполнение работ или оказание услуг;
• акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Для хозяйственного права наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере (Минфина России, Минэкономразвития России, Банка России и др.);
• акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ;
• акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое ОГЛАВЛЕНИЕ.
В правовой системе действует принцип непротиворечивости: правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня. Так, федеральные законы и указы Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действуют нормы, установленные Конституцией РФ.
Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источниками права и служат руководством по правильному и единообразному применению судами соответствующих законов и других правовых актов.