Применение как особая форма реализации права
Одной из главных и специфических форм реализации права является применение права. От других форм оно отличается тем, что не допускает бездействия (пассивного поведения, как при соблюдении норм), а право на правоприменительную деятельность сливается с обязанностью ее осуществления. Правоприменение обеспечивает реализацию права третьими лицами. Применение одних норм требует соблюдения, исполнения и использования других, поэтому правоприменение – комплексная правореализующая деятельность.
Применение нрава – это деятельность компетентных органов но реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.
Правоприменительная деятельность необходима в тех случаях, когда для обеспечения полной реализации правовых норм требуется вмешательство компетентных органов. Существует немало ситуаций, когда адресаты правовых норм нс могут реализовать предусмотренные законом права и обязанности без своего рода посредничества государственных органов. Нельзя, например, получить пенсию, очередное воинское звание или квартиру без решения компетентного органа, хотя налицо все условия, предусмотренные законом. Другими словами, часть правовых норм реализуется только через правоприменение.
В учебной литературе обычно перечисляют следующие наиболее характерные случаи, когда при соблюдении, исполнении и использовании права осуществляется еще и правоприменительная деятельность:
• когда субъективные права и обязанности, обычно в силу их повышенной социальной значимости, у конкретных лиц не могут возникнуть без государственно-властной деятельности компетентных органов (например, назначение пенсии, призыв на военную службу);
• когда требуется официальное признание определенных юридических фактов (например, регистрация актов гражданского состояния), официальная регистрация определенных действий людей, наиболее важных с точки зрения общественного интереса (например, регистрация личного автомототранспорта, нотариальное удостоверение определенного вида сделок);
• когда субъекты правового общения не могут прийти к соглашению, когда необходимо защитить чье-либо нарушенное субъективное право (взыскать алименты, восстановить на работе незаконно уволенного и т.д.);
• когда совершено правонарушение и необходимо определить для правонарушителя вид и меру юридической ответственности (например, наложить штраф за административный проступок, определить меру уголовного наказания за кражу).
Применение права – это деятельность, которую могут осуществлять только специально уполномоченные на это государством органы (государственные или негосударственные), в отличие от иных форм реализации права, которой могут заниматься все субъекты права.
Правоприменительная деятельность носит государственно властный характер. Решение принимается по одностороннему волеизъявлению соответствующего органа, который выступает от имени государства, при необходимости исполнение решения обеспечивается принудительной силой государства. Каждый правоприменительный орган для осуществления управленческой деятельности в соответствующей сфере общественной жизни наделяется государством определенной компетенцией. За полномочиями каждого органа стоит, таким образом, государство в целом, суверенная государственная власть. Характеристика применения права как деятельности прежде всего государственно-властной показывает ее повышенную социальную значимость по сравнению е другими формами реализации права.
Применение права – это деятельность управленческая, организующая, служащая для упорядочения общественных отношений. Через правоприменительную деятельность, как и через правотворческую, государство реализует свое социальное назначение. Применение права наряду с правотворчеством представляет собой правовую форму государственного управления обществом. Управленческие решения, облекаемые в правовую форму (в правотворческой или в правоприменительной деятельности), благодаря ей становятся обязательными к исполнению, гарантируются государством.
Применение права продолжает процесс нормативного регулирования общественных отношений, начатый правотворчеством, дополняет его индивидуальной регламентацией, т.е. конкретизирует права и обязанности субъектов права, уточняет их правовое положение в определенной ситуации. Правоприменительная деятельность является одним из этапов механизма правового регулирования общественных отношений, ОГЛАВЛЕНИЕ которого составляет уже не общее, нормативное, а индивидуально-конкретное, поднормативное регулирование. Правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм.
Результат деятельности по применению права – вынесение индивидуально-конкретных предписаний. Они содержатся в правоприменительных актах и адресуются конкретным субъектам права. В этих предписаниях установлены права и обязанности сторон, находящихся в определенной конкретной ситуации.
Правоприменительная деятельность осуществляется в особых установленных нормативными актами формах, процедурах. Существует официальный порядок принятия правоприменительных актов. В самых важных случаях эта деятельность жестко регламентирована (вынесение решений судебными инстанциями регулируется гражданским процессуальным и уголовно-процессуальным кодексами).
Между субъектом применения права и адресатом этой деятельности устанавливается правоотношение, т.е. такая связь, которая характеризуется наличием взаимных прав и обязанностей. Особенности рассматриваемой деятельности обусловливают и особенности возникающих в ее процессе правоотношений, которые называют правоприменительными.
Применение права чаще всего рассматривается как особая, четвертая форма реализации права, наряду с соблюдением, исполнением и использованием. Следует, однако, понимать, что правоприменительная деятельность не может протекать в иных формах, кроме того же соблюдения, исполнения и использования, и с точки зрения своего юридического содержания эта деятельность характеризуется рассмотренными выше тремя формами реализации права.
До сих пор мы говорили о применении права как едином процессе, как о чем-то целом. Однако следует иметь в виду, что правоприменительная деятельность чрезвычайно разнообразна, поскольку разнообразны нормы права, на основе которых она осуществляется. Правоприменением занимаются самые разные органы, отличающиеся друг от друга и местом в аппарате государства, и порядком образования, и принципами и направленностью своей деятельности и т.д. Поэтому правоприменительную деятельность можно классифицировать по различным основаниям. Например, выделяют правоприменительную деятельность федеральных органов и органов субъекта федерации (в федеративных государствах), правоприменение высших органов государства и местных органов. В соответствии с отраслями права, нормы которых реализуются, говорят о применении норм конституционного, уголовного, гражданского, трудового права и т.д., о применении норм материального и процессуального права. Кроме того, в соответствии с правовыми формами деятельности государственного аппарата можно исследовать применение права в правотворческой, право- исполнительной, правоохранительной деятельности.
В соответствии с собственно юридическими функциями права, аналогичными видами правовых норм, направленностью деятельности государственных органов выделяют применение регулятивных и правоохранительных норм права. Регулятивная правоприменительная деятельность – это деятельность по установлению конкретных прав и обязанностей в связи с правомерным поведением. Правоохранительная правоприменительная деятельность связана с неправомерным поведением, она направлена на установление вида и меры юридической ответственности правонарушителю.
Применением права занимаются различные государственные органы, негосударственные организации, причем деятельность разных субъектов имеет и свои существенные особенности. Фактически сложились различные способы применения права, в силу чего выделяются характерные черты правоприменительной деятельности законодательных, исполнительных, судебных, контрольно-надзорных органов государства, негосударственных организаций. Так, органы законодательной власти принимают решения коллегиально, кроме документального оформления решения обязательно его официальное опубликование. Весьма разнообразна правоприменительная деятельность органов исполнительной власти, ее иногда называют организационно-распорядительной или оперативно-исполнительной.
Особого внимания заслуживает правосудие как самостоятельный способ применения права – деятельность судебных органов по рассмотрению и разрешению в судебном заседании гражданских и уголовных дел. В абсолютном большинстве случаев судебные инстанции являются конечными для всех категорий дел. В судебном порядке применяются самые жесткие меры государственного принуждения – вплоть до смертной казни. Поэтому данный вид правоприменительной деятельности осуществляется непосредственно от имени государства специальными – судебными – органами. Он тщательно регламентирован на законодательном уровне, практически во всех государствах приняты и действуют кодифицированные процессуальные нормативные акты.