Претензионный порядок разрешения споров при перевозках пассажиров
Требования к претензионному порядку разрешения споров в связи с перевозками пассажиров такие же, как и в связи с перевозками грузов, но они имеют ряд особенностей.
Вопрос о лицах, правомочных предъявить претензию при нарушении перевозчиком обязанностей по договору перевозки пассажира, наиболее полно урегулирован УЖТ. По Уставу решение этого вопроса зависит от характера допущенных перевозчиком нарушений. В соответствии со ст. 121 претензия может быть предъявлена перевозчику в случае: утраты багажа – предъявителем багажной квитанции; недостачи или повреждения (порчи) багажа – предъявителем выданного перевозчиком коммерческого акта; просрочки доставки багажа – предъявителем выданного перевозчиком акта общей формы; задержки отправления или опоздания поезда – пассажиром при условии предъявления проездного документа (билета).
Как видно, полномочные лица, помимо претензии, предъявляют также коммерческий акт, акт общей формы, другие документы (билет, багажную квитанцию).
Есть некоторые отличия в закрепленном КВВТ перечне лиц, имеющих право предъявлять претензию к перевозчику при нарушении им обязательств, связанных с перевозкой пассажира и багажа. Так, при утрате багажа – это пассажир при предъявлении багажной квитанции. Кроме того, в КВВТ отсутствует указание на лицо, имеющее право предъявить претензию при просрочке доставки багажа, что следует расценивать как пробел в КВВТ.
В соответствии с УАТГНЭТ право на предъявление претензии имеют лица, заключившие соответственно договор перевозки пассажира и договор фрахтования для перевозки пассажиров и багажа, а также страховщики, выплатившие страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиками, фрахтовщиками своих обязательств по перевозкам пассажиров и багажа, предоставлению транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа (ч. 3 ст. 39).
ВК предоставляет право на предъявление заявления (претензии), во-первых, в случае утраты, недостачи или повреждения багажа, а также просрочки его доставки пассажиру или управомоченному им лицу при предъявлении багажной квитанции или коммерческого акта, и, во-вторых, в случае прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира второй стороне договора – пассажиру (п. 1 ст. 125 ВК).
Требования соблюдения установленных сроков предъявления претензии перевозчику в связи с ненадлежащим исполнением им обязанностей по договору перевозки пассажира и порядка их исчисления в основном совпадают с аналогичными требованиями, касающимися договора перевозки груза. Так, при автомобильных и внутренних водных перевозках пассажиров претензия может быть предъявлена, как и при перевозках грузов, в течение срока исковой давности, т.е. одного года.
На железнодорожном транспорте установленные шестимесячный и 45-дневный (в отношении штрафов и пеней) сроки для предъявления претензий распространяются как на перевозки грузов, так и на перевозки пассажиров (ст. 123 УЖТ). Установленный на воздушном транспорте шестимесячный срок предъявления претензии также распространяется на внутренние грузовые и пассажирские воздушные перевозки (п. 1 ст. 126 ВК). Особые сроки предъявления претензии ВК установлены при международных перевозках (ст. 127).
Требования надлежащего оформления претензии закреплены главным образом в правилах перевозок пассажиров и правилах оказания услуг по перевозкам пассажиров, багажа, грузов для личных, бытовых нужд. В соответствии с этими нормативными правовыми актами претензия предъявляется перевозчику в письменном виде. Она должна содержать следующие сведения: фамилию, имя, отчество заявителя; данные документа, удостоверяющего личность; адрес, по которому следует направлять ответ; основание для предъявления претензии; перечень прилагаемых документов.
В нормативных источниках имеются некоторые различия в перечнях прилагаемых к претензии документов. Так, в Правилах оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 71), это:
– в случае утраты багажа – багажная квитанция;
– в случае недостачи или повреждения (порчи) багажа – багажная квитанция и коммерческий акт;
– в случае просрочки доставки багажа – акт общей формы;
– в случае задержки отправления или опоздания поезда – проездные документы (билеты).
В соответствии с Правилами перевозок пассажиров и батажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (п. 138) при оформлении претензии в связи с нарушением обязательств, касающихся автомобильных перевозок пассажиров и багажа или предоставления транспортных средств для перевозки пассажиров и багажа, к претензии прилагаются следующие документы:
– коммерческий акт – в случае порчи, недостачи или повреждения принятого к перевозке багажа;
– акт общей формы – в случае просрочки доставки багажа либо прекращения перевозки пассажиров и багажа по заказу по инициативе фрахтовщика;
– билет – в случае задержки отправления или опоздания прибытия транспортного средства, выполняющего регулярные перевозки пассажиров и багажа в междугородном сообщении;
– договор фрахтования или заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа – в случае непредоставления транспортного средства для осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу.
Требования, касающиеся соблюдения срока рассмотрения претензии в связи с перевозкой пассажиров и дачи ответа на нее, совпадают с такими же требованиями, относящимися к претензионной процедуре при перевозке груза. Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения письменно уведомить заявителя в течение 30 дней с даты получения претензии. В случае если претензия удовлетворена частично или отклонена, перевозчик должен указать в уведомлении основание принятого решения со ссылкой на соответствующие статьи законов и возвратить заявителю его претензию и приложенные к ней документы.