Право на обжалование и пересмотр дела в порядке надзора

Наряду с кассационным пересмотром решений, вступивших в законную силу, новая редакция УПК сохраняет возможность их обжалования и пересмотра в порядке надзора. Однако предметом надзорного рассмотрения являются не все судебные акты, поскольку в отличие от действовавшей гл. 48 УПК вступившая в силу с 1 января 2013 г. гл. 48.1 предусматривает только одну надзорную инстанцию - Президиум Верховного Суда РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 412.1 УПК в порядке надзора обжалуются:

1) судебные решения судов субъектов РФ, вынесенные ими при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ (кассационное обжалование таких решений невозможно, поскольку Судебная коллегия Верховного Суда РФ выполняет также роль кассационной инстанции);

2) судебные решения окружных (флотских) военных судов, вынесенные этими судами при рассмотрении дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ (по той же причине);

3) определения Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;

4) определения Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в кассационном порядке;

5) постановления Президиума Верховного Суда РФ.

Право подать надзорную жалобу принадлежит тем же лицам, которые наделены правом кассационного обжалования, однако надзорное представление должно быть подписано только Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Срок подачи надзорной жалобы, представления - один год с момента вступления обжалуемого решения в законную силу. Порядок рассмотрения дела по надзорным жалобе и представлению, основания отмены или изменения приговора, полномочия надзорной инстанции и ее пределы аналогичны предусмотренным для кассации.

УПК предусматривает еще одну форму исправления ошибок уголовного судопроизводства - пересмотр вступивших в законную силу приговоров в виду новых и вновь открывшихся обстоятельств (гл. 49). В отличие от апелляционного, кассационного и надзорного производства основания для отмены приговора здесь возникают или становятся известными после вынесения судом приговора. Право возбуждения производства в виду новых и вновь открывшихся обстоятельств принадлежит прокурору, однако поводами для возбуждения такого производства могут быть и сообщения заинтересованных граждан, в том числе осужденных и потерпевших. Поэтому обращения этих лиц к прокурору с ходатайством о возбуждении производства по вновь открывшимся и новым обстоятельствам, которое может повлечь отмену приговора, правомерно рассматривать как еще одну форму обжалования ими вступившего в законную силу судебного акта.

В качестве итога еще раз подчеркнем, что право на обжалование судебных решений является одной из важнейших гарантий прав участников уголовно-процессуальных отношений и иных лиц, чьи права и интересы затрагиваются этим решением. Новый порядок пересмотра судебных решений, несмотря на наличие ряда противоречий и не вполне ясных формулировок, представляет собой достаточно стройную систему правовых институтов, обеспечивающих право на справедливое судебное разбирательство в двух судебных инстанциях, а также возможность исправления судебной ошибки после вступления приговора в законную силу. Отличия процедур и оснований пересмотра решений, не вступивших и вступивших в законную силу, логично обусловлены особенностями предмета судебного разбирательства в каждой из рассмотренных стадий уголовного судопроизводства.