Правовые обычаи. Судебные прецеденты
Правовые обычаи как источник международного транспортного права не столь распространены, как нормативные правовые акты. Тем не менее они применяются в рамках и международных источников, и национальных правовых систем. В первом случае ими являются правовые обычаи международного делового оборота, связанного с транспортной деятельностью. Это сложившиеся в международной практике устойчивые правила поведения субъектов транспортных отношений, за которыми государства признают юридическую силу.
Поскольку транспорт обеспечивает осуществление международной торговли, можно выделить две группы таких правовых обычаев в международных перевозках. Во-первых, это обычаи международной торговли, касающиеся ее транспортной составляющей, и, во-вторых, обычаи, относящиеся к заключению и выполнению договора международной перевозки.
Правовые обычаи первой группы достаточно широко применяются во внешнеторговой сфере. Они складываются по поводу транспортных условий международных договоров купли-продажи и обретают юридическую силу, если государства признают в них источник права. Этот факт находит подтверждение в соответствующих конвенциях и соглашениях (например, в п. 2 ст. 1 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.).
В международной практике сложились и активно используются именно обычаи международной торговли и се транспортной составляющей (обычаи), которые возникли в отношениях между физическими и юридическими лицами разных стран в сфере предпринимательства. Такие обычаи применяются по воле участников договорных отношений, выраженной в прямом указании об этом в договоре. Обычаи обретают юридическую силу и становятся правовыми источниками лишь в случаях признания за ними такого свойства государствами.
Для приведения в систему обычаев международной торговли международные организации ведут активную работу по их кодификации и унификации. Делается это в целях обеспечения единообразного их толкования и применения. Ведущие позиции в этом деле принадлежат Европейской экономической комиссии ООН, Комиссии ООН по праву международной торговли, Международному институту по унификации частного права, МТП. Последняя, например, подготовила и опубликовала Международные правила толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС), которые регулярно изменяла и дополняла с 1936 г., т.е. с момента первого издания Свода правил.
Вторая группа правовых обычаев в международных перевозках представлена обычаями, связанными с заключением и выполнением договоров международной перевозки. К ним относятся обычаи, касающиеся вопросов подготовки грузов к перевозке, погрузки и разгрузки, времени, отводимого на выполнение этих операций, выдачи грузов в пункте назначения, обнаружения признаков несохранности грузов и действий сторон в связи с этими обстоятельствами.
На международные обычаи, связанные с заключением и исполнением договора международной перевозки, содержатся указания в международных конвенциях и соглашениях. Так, Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. закрепляет положение, согласно которому считается, что груз находится в ведении перевозчика, когда грузополучатель не принимает его, хотя перевозчик представляет этот груз в его распоряжение в соответствии с договором или законом, или обычаями, применяемыми в порту разгрузки (курсив мой. – В. Г.).
Транспортные национальные источники также содержат отсылки к правовым обычаям. Юридическую силу имеют такие правовые обычаи, которые санкционированы государством. В юридической литературе они именуются санкционированными правовыми обычаями. Указанные обычаи упоминаются в КТМ РФ. В частности, среди источников, регулирующих право перевозчика перевозить груз на палубе судна, ст. 138 КТМ РФ называет обычай делового оборота. Вопрос о дне и часе подачи перевозчиком письменного уведомления фрахтователю или отправителю о готовности судна к погрузке при отсутствии соглашения об этом сторон определяется обычаями порта места ожидания. Сталийное, контрсталийное время определяется при отсутствии согласия сторон сроками, обычно принятыми в порту погрузки, а плата за контрсталийное время – ставками, обычно принятыми в соответствующем порту (ст. 129–131 КТМ РФ).
В КТМ РФ имеются и другие указания на применение правовых обычаев.
Последнюю группу правовых источников международной перевозки составляют судебные прецеденты. Они используются достаточно редко. Судебные прецеденты наряду с нормативными правовыми актами относятся к источникам стран англо-американской правовой системы. На практике их применение чаще всего связано с ситуациями, при которых одной из сторон перевозочного процесса выступает представитель страны англо-американского права, когда какие-либо условия договора международной перевозки не нашли регламентации в международных источниках, и стороны решили применить национальный источник в виде судебного прецедента этой страны.
Как уже отмечалось, наиболее представительной и наиболее часто применяемой является группа нормативных правовых источников международных перевозок. Их характеристика и классификация требует отдельного рассмотрения.