Поведенческие факторы
Поведенческие факторы могут дать бесконечный список частных примеров. Сюда можно включить стремление к превосходству, агрессивность, эгоизм, грубость, бестактность, невыполнение данного обещания.
В отношении конфликта нас интересует поведение, которое:
— задевает наши ценности или ценности тех, кто нам не безразличен;
— угрожает нашей безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной);
— постоянно (или часто) отвлекает нас, вызывает стресс, неудобство, дискомфорт, смущение, подрывает самооценку;
— кажется односторонним, несправедливым, беспричинным;
— непредсказуемо;
— безответственно;
— эксплуатирует отношения;
— насильственно и вызывает страх;
— не оправдывает положительных ожиданий;
— эгоистично;
— нарушает обещание;
— неуместно, грубо, преувеличенно;
— является результатом конфликтов в прошлом и потому, возможно, неуместно в данной ситуации.
Факторы отношений
Факторы отношений связаны с наличием удовлетворения от взаимодействия между двумя или более сторонами или его отсутствием. Это любой дисбаланс в отношениях, например, разный образовательный уровень, несовместимость интересов, манеры поведения, разные ценностные ориентиры в жизни, классовые различия, низкий уровень доверия и авторитетности.
Здесь следует обратить внимание на следующие аспекты:
— основа отношений (добровольные/принудительные);
— сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);
— ожидания от взаимоотношений;
— важность взаимоотношений;
— ценность отношений для разных сторон;
— длительность отношений;
— совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных и/или профессиональных целей и личного общения;
— вклад сторон в отношения (надежды и мечты, деньги, время, эмоции, энергия и репутация);
— баланс сил в отношениях;
— различия в образовательном уровне, жизненном и профессиональном опыте, классовые различия;
— история отношений;
— обещание, данное непосредственно или подразумеваемое, сдержанное, нарушенное или еще не выполненное;
— уровень доверия и авторитетности;
— негативный осадок от прошлых конфликтов;
— ценности религии, общества, групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон.
Примеры.
Конфликт взаимоотношений. В один из отделов Конструкторского бюро был принят новый сотрудник высокой квалификации — профессионал своего дела. Сотрудники отдела, часто проводившие нерабочее время вместе, до этого в таких ситуациях имели в качестве лидера своего руководителя. Вновь принятый сотрудник стал душой коллектива и перенес центр внимания в неформальной обстановке на себя. Это послужило причиной конфликта между руководителем и новым сотрудником, что проявилось в завышении требований к новому сотруднику и занижении оценки его результатов.
Важность фактора отношений. Математик разработал метод оптимального раскроя материала и пришел на завод, чтобы проверить его экспериментальным путем. Директор выслушал его, но не принял предложение. Тогда математик пришел в цех, сел играть с рабочими в домино, обыграл их и тем самым приобрел авторитет. После этого ему уже не составляло труда предложить рабочим раскроить материал по его методу.