Поведенческие факторы

Поведенческие факторы могут дать бесконечный список частных примеров. Сюда можно включить стремление к превосходству, агрессивность, эгоизм, грубость, бестактность, невыполнение данного обещания.

В отношении конфликта нас интересует поведение, которое:

— задевает наши ценности или ценности тех, кто нам не безразличен;

— угрожает нашей безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной);

— постоянно (или часто) отвлекает нас, вызывает стресс, неудобство, дискомфорт, смущение, подрывает самооценку;

— кажется односторонним, несправедливым, беспричинным;

— непредсказуемо;

— безответственно;

— эксплуатирует отношения;

— насильственно и вызывает страх;

— не оправдывает положительных ожиданий;

— эгоистично;

— нарушает обещание;

— неуместно, грубо, преувеличенно;

— является результатом конфликтов в прошлом и потому, возможно, неуместно в данной ситуации.

Факторы отношений

Факторы отношений связаны с наличием удовлетворения от взаимодействия между двумя или более сторонами или его отсутствием. Это любой дисбаланс в отношениях, например, разный образовательный уровень, несовместимость интересов, манеры поведения, разные ценностные ориентиры в жизни, классовые различия, низкий уровень доверия и авторитетности.

Здесь следует обратить внимание на следующие аспекты:

— основа отношений (добровольные/принудительные);

— сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);

— ожидания от взаимоотношений;

— важность взаимоотношений;

— ценность отношений для разных сторон;

— длительность отношений;

— совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных и/или профессиональных целей и личного общения;

— вклад сторон в отношения (надежды и мечты, деньги, время, эмоции, энергия и репутация);

— баланс сил в отношениях;

— различия в образовательном уровне, жизненном и профессиональном опыте, классовые различия;

— история отношений;

— обещание, данное непосредственно или подразумеваемое, сдержанное, нарушенное или еще не выполненное;

— уровень доверия и авторитетности;

— негативный осадок от прошлых конфликтов;

— ценности религии, общества, групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон.

Примеры.

Конфликт взаимоотношений. В один из отделов Конструкторского бюро был принят новый сотрудник высокой квалификации — профессионал своего дела. Сотрудники отдела, часто проводившие нерабочее время вместе, до этого в таких ситуациях имели в качестве лидера своего руководителя. Вновь принятый сотрудник стал душой коллектива и перенес центр внимания в неформальной обстановке на себя. Это послужило причиной конфликта между руководителем и новым сотрудником, что проявилось в завышении требований к новому сотруднику и занижении оценки его результатов.

Важность фактора отношений. Математик разработал метод оптимального раскроя материала и пришел на завод, чтобы проверить его экспериментальным путем. Директор выслушал его, но не принял предложение. Тогда математик пришел в цех, сел играть с рабочими в домино, обыграл их и тем самым приобрел авторитет. После этого ему уже не составляло труда предложить рабочим раскроить материал по его методу.