Виды стандартов
В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований в России действуют следующие виды стандартов:
1) основополагающие стандарты;
2) стандарты на продукцию
3) стандарты на услуги;
4) стандарты на технологические или иные процессы;
5) стандарты на термины и определения.
Основополагающие стандарты разрабатывают с целью
содействия взаимопониманию, техническому единству и взаимосвязи деятельности в различных областях науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, процессов и услуг.
Основополагающие стандарты делятся на организационно-методические и общетехнические.
Основополагающие организационно-методические стандарты устанавливают:
1) цели, задачи, классификационные структуры объектов стандартизации различного назначения, общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области деятельности и др.;
2) порядок (правила) разработки, утверждения и внедрения нормативных документов, технических (конструкторских, технологических, проектных, программных) документов.
Примером основополагающего организационно-методического стандарта является ГОСТ 1.5–2004 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению". Требования этого документа применяются при разработке, подготовке к принятию и изданию межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации.
Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают:
1) научно-технические термины и их определения, многократно используемые в науке, технике, промышленности, сельском хозяйстве и т.п.;
2) условные обозначения (наименования, коды, символы, и т.п.);
3) цифровые и буквенно-цифровые обозначения, в том числе обозначения параметров физических величин;
4) требования к построению, изложению, оформлению и содержанию различных видов документации (нормативной, конструкторской, проектной, технологической, программной и др.);
5) общетехнические величины, требования и нормы, необходимые для технического, в том числе метрологического обеспечения производственных комплексов.
Кроме того, основополагающие общетехнические стандарты устанавливают:
• нормы точности измерений (инструментальных) и нормы точности статистических оценок;
• требования к свойствам и составу стандартных образцов и материалов;
• предпочтительные числа, параметрические и размерные ряды;
• ряды номинальных частот и напряжений электрического тока;
• допуски и посадки;
• требования к шероховатости поверхности;
• нормы точности передач (зубчатых, ременных и др.);
• требования к различным видам соединений деталей и сборочных единиц (резьбовым, сварным и др.) и конструкции изделий;
• классы точности оборудования;
• требования к технической совместимости продукции (конструктивной, электрической, электромагнитной, программной, диагностической и др.);
• значения предельно допустимого уровня шума, вибрации, радиационного излучения, радиопомех;
• значения предельно допустимых выбросов и сбросов и предельно допустимой концентрации вредных веществ;
• требования в части внешних воздействующих факторов;
• требования технической эстетики и эргономики;
• другие единые технические требования и (или) нормы общего производственно-технического назначения.
Стандарты на продукцию устанавливают требования к группам однородной продукции или к конкретному виду продукции.
В отечественной практике находят применение две разновидности этого вида нормативных документов:
1) стандарты общих технических условий;
2) стандарты технических условий.
Стандарты общих технических условий содержат общие требования к группам однородной продукции.
Стандарты технических условий включают требования к конкретной продукции (группе конкретной продукции).
Допускается также разработка стандартов на отдельные требования к группам продукции, если, конечно, это целесообразно.
Например, это могут быть стандарты на классификацию, основные параметры (размеры), а также общетехнические требования, обеспечивающие безопасность, охрану окружающей среды, техническое единство, методы испытаний, типы, ассортимент, марки, конструкцию, правила приемки, маркировку, упаковку, привила транспортирования, правила хранения, правила эксплуатации, ремонта и утилизации.
Стандарты общих технических условий в общем случае содержат следующие разделы:
1) классификация, основные параметры и (или) размеры;
2) общие технические требования (характеристики потребительских свойств, требования к сырью, комплектность, маркировка, упаковка);
3) требования безопасности;
4) требования охраны окружающей среды;
5) правила приемки;
6) методы контроля;
7) транспортирование и хранение;
8) указания по эксплуатации (ремонту, утилизации).
Стандарты технических условий устанавливает всесторонние требования к конкретной продукции (одной или нескольких марок, моделей), касающиеся производства, поставки, потребления (эксплуатации), ремонта и утилизации.
Перечень, состав и ОГЛАВЛЕНИЕ всех разделов стандарта технических условий зависит от специфики конкретного вида продукции и должны соответствовать перечню, составу и содержанию стандарта общих технических условий.
Стандарт технических условий может содержать конкретизированные требования, относящиеся к объекту стандартизации:
1) указание о товарном знаке, если он зарегистрирован в установленном порядке, и (или) предприятии-изготови- теле;
2) требования к нанесению знака соответствия продукции, сертифицированной на соответствие требованиям стандартов;
3) требования безопасности;
4) требования охраны окружающей среды;
5) требования к качеству и ассортименту услуг, в том числе точности и своевременности исполнения, эстетичности, комфортности и комплексности обслуживания.
Часто стандарты на продукцию содержат требования к методам контроля или эти требования формулируются в отдельных документах – стандартах на методы контроля.
Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) устанавливают методы (способы, приемы, методики) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, подтверждении соответствия и использования.
Стандарты на методы контроля рекомендуют применять такие виды и методы контроля, которые обеспечивают объективную проверку всех обязательных требований к качеству продукции, содержащихся в стандарте на нее.
Требования контроля, закрепленные в стандартах, должны быть объективны, четко сформулированы, точны, воспроизводимы и сопоставимы.
При проведении процедур оценки соответствия пользуются именно стандартными методами контроля, так как они базируются на международном опыте и передовых достижениях науки и техники.
Каждый из методов контроля имеет свою специфику в зависимости от объекта использования, но в то же время можно выделить и общие положения, которые отражены в стандартах на методы контроля:
• средства контроля и вспомогательные устройства. Здесь приводят перечень применяемого оборудования, установок, приспособлений, инструмента, основные технические характеристики оборудования (диапазон измерений, систематическая погрешность), материалы (реактивы) или данные об их свойствах для обеспечения контроля с требуемой точностью. Если реактивы и оборудование изготовлены специально для данного метода, то в тексте стандарта или в приложении дают описание, схемы, рецептуру и т.д.;
• порядок подготовки к проведению контроля. В данном разделе могут указывать место и способ отбора проб, форму, вид, размеры или массу, а также условия хранения и транспортирования проб. Здесь же сообщается структурная и функциональная схема измерительной установки, а также схема соединения приборов и аппаратов;
• порядок проведения контроля. Здесь излагаются требования к методике проведения контроля с характеристиками условий контроля (с допустимыми пределами их значений и погрешности их воспроизведения), а также последовательность проводимых операций, если она влияет на результаты;
• правила обработки результатов контроля. Как правило, приводят расчетные формулы;
• правила оформления результатов контроля. В данном разделе устанавливают требования к журналам (протоколам) контроля, к их содержанию, к последовательности включаемых в них данных;
• допустимая погрешность контроля. Здесь изложены требования к точности метода, а именно: к точности вычислений и степени округления данных, а также данные о воспроизводимости и повторяемости результатов, которые обеспечиваются данным методом.
Стандарты на услуги содержат требования к услугам материального и нематериального характера. По своей структуре и основному содержанию они аналогичны стандартам на продукцию. Хотя есть некоторые отличия. Например, в стандартах на услуги приводятся требования по организации и управлению качеством услуг; по сохранности имущества обслуживаемого населения; по точности, своевременности и скорости выполнения услуги, ее комфортности и эстетичности. Стандарты на услуги включают требования к обслуживающему персоналу, его квалификации, состоянию здоровья, культуре речи, этичности, порядку аттестации и пр.
В целом стандарты на услуги разрабатывают следующих видов:
1) основополагающие стандарты на услуги;
2) стандарты на номенклатуру показателей качества и безопасности услуг;
3) стандарты общих требований;
4) стандарты общих технических требований (на материальные услуги);
5) стандарты, устанавливающие требования к обслуживающему персоналу;
6) стандарты на методы контроля (оценки) качества и безопасности услуг.
В основополагающих стандартах на услуги устанавливают основные положения по стандартизации услуг в конкретной среде (научно-технической, банковской, страховой, туристско-экскурсионной, в торговле, связи и пр.); термины и их определения; классификацию услуг и предприятий, которые их оказывают.
ОГЛАВЛЕНИЕ остальных основополагающих стандартов на услуги определяют, исходя из особенностей данной сферы услуг.
В отдельном стандарте может быть установлена общая для определенной сферы услуг номенклатура показателей качества и безопасности услуг.
Как правило, в таком стандарте устанавливают:
• основные положения по выбору показателей качества и безопасности услуг и общие требования, которым должны отвечать эти показатели;
• номенклатуру групп показателей качества (надежности, эргономические, эстетические и пр.) и безопасности (химической, пожарной, санитарной, экологической, сохранности имущества и пр.), а также характеристику каждой из групп;
• указания (или рекомендации) по порядку использования данных показателей для установления на их основе требований (норм) к конкретным услугам.
В зависимости от особенностей услуг, оказываемых в определенной сфере, в стандартах общих требований к услугам приводят требования:
• организации данного вида обслуживания и управления качеством услуг;
• безопасности услуг для жизни и здоровья обслуживаемого населения, персонала обслуживаемых и обслуживающих предприятий, других потребителей и исполнителей услуг;
• сохранности имущества обслуживаемого населения (предприятий);
• охраны окружающей среды (экологичности услуг);
• соответствия услуг целевому назначению;
• точности, своевременности и (или) скорости исполнения;
• комплексности услуг;
• эргономичности и (или) комфортности услуг;
• эстетичности услуг;
• к обслуживающему персоналу и культуре обслуживания;
• социальной адресности (соответствия особенностям определенного контингента потребителей);
• информативности услуг (предполагает полное, достоверное и своевременное информирование потребителей о предоставляемой услуге);
• к унифицированной документации на услуги;
• к социологическим исследованиям услуг.
Стандарты общих технических условий разрабатывают на материальные услуги, в частности на производственные услуги.
При разработке стандартов общих технических условий на услуги в них включают те же разделы, что и в стандарты на продукцию.
В стандартах, устанавливающих требования к обслуживающему персоналу, закрепляют требования:
• к квалификации и (или) профессиональной (специальной) подготовке;
• состоянию здоровья и порядку его контроля (путем проведения медицинского освидетельствования или осмотра), возрасту, полу и другим физическим данным;
• культуре речи;
• этичности (вежливости, доброжелательности, коммуникабельности и пр.);
• соблюдению правил личной гигиены;
• порядку аттестации обслуживающего персонала и (или) другим формам контроля за его соответствием предъявляемым требованиям;
• документации, подтверждающей это соответствие (санитарные книжки и пр.).
Требования к методам оценки (контроля) качества и безопасности услуг устанавливают в отдельном стандарте или в отдельном разделе стандарта общих технических условий, а в некоторых случаях включают в раздел "Правила проведения контроля (оценки)".
В стандартах на технологические или иные процессы устанавливают:
• общие требования к их проведению;
• термины и определения;
• классификацию;
• требования к оборудованию, приспособлениям, инструментам и материалам, используемым в технологическом процессе;
• последовательность выполнения отдельных операций с приведением при необходимости принципиальных технологических схем;
• способы и приемы выполнения отдельных операций в технологических процессах;
• требования к технологическим режимам;
• допуски, припуски, напуски, которые необходимо соблюдать для оптимального проведения технологического процесса;
• методы контроля качества;
• требования безопасности и (или) охраны окружающей среды.
Стандарты на методы контроля по форме идентичны стандартам на продукцию.
Стандарты на технологические и иные процессы устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) их выполнения; термины и определения; классификацию; требования к оборудованию, приспособлениям, инструментам и материалам, используемым в технологических процессах; последовательность выполнения отдельных технологических операций; методы контроля качества.
Стандарты на работы (процессы) должны обеспечивать техническое единство и оптимальность технологических операций, имеющих как самостоятельное значение, так и последовательно выполняющихся технологических операций.
Особое место занимают требования, относящиеся к требованиям безопасности и (или) охраны окружающей среды.
При установлении требований безопасности к технологическим процессам указывают:
• характеристики опасных и вредных воздействующих факторов данного технологического процесса или его отдельных операций;
• требования по снижению или локализации опасных и вредных факторов воздействия;
• требования к применению средств индивидуальной или коллективной защиты;
• требования к соблюдению санитарно-гигиенических правил и норм;
• требования к производственному персоналу;
• требования к устройству аварийной сигнализации, применению знаков безопасности и сигнальных цветов.
При установлении требований охраны окружающей среды для технологических процессов приводят требования к предотвращению или уменьшению вредных воздействий на окружающую среду путем повторного использования отходов, очистки отходов и выбросов; установление предельно допустимых норм сбросов (выбросов) и пр.
Также в этих стандартах могут быть установлены:
• порядок, методы и нормы выполнения работ в информационных технологиях;
• методы автоматизированного проектирования и информационного обслуживания;
• методы блочно-модульного конструирования и пр.