Лекция III. Политика формирования доходов бюджетов

Последние годы характеризовались значительным ростом доходной части бюджетов РФ, что было обусловлено значительным ростом цен на углеводородное сырье на мировых рынках. Поступления в бюджетную систему, связанные с реализацией данного сырья, пока являются одним из основных источников формирования доходной части бюджета РФ. Рост бюджетных доходов позволил обеспечить существенное улучшение макроэкономических показателей развития России, повышение качества жизни населения и сформировать финансовый резерв государства – Стабилизационный фонд РФ, преобразованный позднее в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Вместе с тем очевидно, что зависимость экономики от внешнеэкономической конъюнктуры не обеспечивает стратегических интересов развития России и делает уязвимой ее финансовую систему. Поэтому диверсификация экономики, в том числе с помощью инструментов бюджетно-налоговой политики, и как следствие – перераспределение отраслевой структуры формирования бюджетных доходов должны обеспечить снижение рисков функционирования государственной финансовой системы в случае значительного снижения мировых цен на энергоносители.

Другой важной задачей является повышение качества макроэкономического прогнозирования, особенно в части прогнозирования доходов бюджетов. В настоящее время осуществлен переход на трехлетнее планирование и исполнение федерального бюджета, что также требует пересмотра принципов и методологии прогнозирования доходов, которые теперь должны быть переориентированы на среднесрочную основу. Вместе с тем опыт утверждения и исполнения федерального бюджета последних лет свидетельствует о том, что внесенные уже в ходе исполнения бюджета поправки в закон о федеральном бюджете увеличивали доходную базу уже исполняемого бюджета в 1,5 и более раза, что, с одной стороны, подтверждает наличие определенных проблем в прогнозировании доходов бюджета, а с другой – свидетельствует о консервативной и осторожной бюджетной политике, проводимой Минфином России.

Лекция 6. ОГЛАВЛЕНИЕ и принципы формирования доходов бюджетов

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

– сущность и определение доходов бюджетов, их виды;

– понятия налога и сбора, а также перечень налогов и сборов, действующий на всей территории РФ;

– принцип расщепления налоговых поступлений;

уметь

– разграничивать налоги (налоговые полномочия) и доходные источники между органами власти разных уровней;

– определять нормативы распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы;

– различать критерии разделения конкретных видов налогов и доходных источников между бюджетами разных уровней;

владеть навыками

– использования принципов формирования доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Основы формирования доходной части бюджетов бюджетной системы РФ заложены в БК, который определяет не только виды доходов бюджетов, но и полномочия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований по формированию доходов соответствующего бюджета. Государство должно быть заинтересовано обеспечить стабильность и предсказуемость налоговой системы, простоту процедуры уплаты налогов, так как от этого во многом зависит доходная часть государственного бюджета, предпринимательская активность и отношение граждан к фискальной функции государства.

В представленной главе рассмотрено ОГЛАВЛЕНИЕ доходов бюджета, их виды, более подробно представлены налоговые доходы бюджетов. Определены принципы и критерии, которые необходимо учитывать при разграничении налоговых полномочий и доходных источников между органами власти различных уровней. Приведены нормативы распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы РФ.

Ключевые понятия

Доходы бюджета, налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления, собственные доходы бюджетов, средства самообложения граждан