Показатели уровня унификации
В различных отраслях промышленности в основном пользуются следующими тремя показателями, характеризующими уровень (степень) унификации изделий:
I. Показатель уровня унификации по количеству унифицированных деталей Ул:
где 1^ - количество унифицированных деталей; Хд - общее количество деталей.
2. Показатель уровня унификации по весу унифицированных деталей Га:
где £ув - вес унифицированных деталей в изделии; £лв- общий вес изделия.
3. Показатель уровня унификации по трудоемкости У;.
где - суммарная трудоемкость изготовления унифицированных деталей; 1ДТ - полная трудоемкость изготовления изделия.
Под унифицированными деталями понимаются стандартные, заимствованные (детали, заимствованные из ранее спроектированного и освоенного в производстве изделия для использования их в новом изделии) и покупные детали. Следовательно,
где Хс - количество стандартных деталей; £3 - количество заимствованных деталей; 1^ - количество крупных деталей.
С учетом приведенных зависимостей формулу для определения показателя уровня унификации по количеству унифицированных деталей можно переписать в следующем виде:
Каждая из приведенных формул характеризует уровень унификации только с одной стороны. Более полную характеристику уровня унификации изделия дает комплексный показатель уровня унификации (Укош)У который можно представить в следующем виде:
где Су - средняя стоимость единицы веса материала унифицированных деталей; С, - средняя стоимость единицы веса материала изделия в целом; А - средняя стоимость нормо-часа.
Комплексный показатель Утип - это процентное отношение части производственных затрат на изготовление унифицированных деталей к производственным затратам на изготовление всего изделия.
Практика унификации машин, их деталей и узлов
Унификация машин, их деталей и сборочных единиц проводится на базе существующего или возможного подобия изделий, предназначенных для выполнения аналогичных по технологии и условиям работы операций или процессов.
Проектирование изделий машиностроения целесообразно начинать с изучения технологии их производства и одновременно разрабатывать типоразмерные ряды машин. Большая работа по унификации осуществлялась во многих отраслях промышленности. В качестве примера на рис. 2.2 приведен конструктивно-унифицированный ряд токарно-винторезных станков, разработанный Экспериментальным научно-исследовательским институтом металлорежущих станков (ЭНИМС) в содружестве с заводами станкостроения.
Разработка и внедрение конструктивно-унифицированных рядов станков позволяет: увеличить серийность производства отдельных деталей и сборочных единиц; организовать специализированные производства отдельных деталей и сборочных единиц станков и снизить себестоимость и затраты на материалы.
Рис. 2.2. Конструктивно-унифицированный ряд токарно-винторезных станков
Межотраслевая унификация элементов машин
Объединение машин по однородности выполняемых ими процессов является следствием общности физической сущности этих процессов, которые сводятся к воздействию рабочих органов машин на внешнюю среду. Технологические процессы выполнения трудоемких работ в различных отраслях хозяйства могут быть сведены к ограниченному числу операций. Это в свою очередь позволяет все разнообразные конструкции машин для выполнения этих операций скомпоновать из сравнительно небольшого числа типов сборочных единиц и агрегатов.
Общность технологических процессов позволяет после унификации основных сборочных единиц создавать самые разнообразные машины для разных отраслей народного хозяйства.
Во многих случаях возникает необходимость решения проблем унификации не только в масштабе отдельной отрасли, хотя уже одно это обеспечивает получение значительного эффекта, но и в межотраслевом масштабе, что позволяет использовать одни и те же сборочные единицы и агрегаты в машинах различного назначения, предназначенных для работы в различных отраслях промышленности.
На рис. 2.3 в качестве примера приведены машины различного назначения, созданные на базе одноосных тягачей. Базовые машины показаны на рис. 2.4.
Применение принципов межотраслевой унификации позволит упростить и ускорить создание новых машин, предназначенных для механизации работ в различных отраслях.
Рис. 2.3. Машины различного назначения, созданные на базе одноосных и двухосных тягачей
Рис. 2.4. Базовые машины