Подготовка мер по финансовому оздоровлению организации
Она может проводиться поэтапно.
I этап. Повышение уровня платежеспособности, которое обеспечивается двумя путями.
А. Путем уменьшения размера текущих финансовых обязательств организации в краткосрочном периоде, которое возможно за счет:
– пролонгации краткосрочных финансовых кредитов;
– реструктуризации портфеля краткосрочных финансовых кредитов с переводом отдельных из них в долгосрочные;
– отсрочки расчетов по отдельным формам кредиторской задолженности;
– сокращения затрат на приобретение сырья, материалов;
– реструктуризации кредиторской задолженности.
Б. Путем увеличения денежных средств, обеспечивающих погашение просроченных и исполнение срочных обязательств, которое достигается:
– переводом части ликвидности оборотных активов в денежные средства (путем ликвидации портфеля краткосрочных финансовых вложений; ускорения инкассации дебиторской задолженности; уценки и продажи трудноликвидных заносов товарно-материальных ценностей и готовой продукции; снижения периода предоставления коммерческого кредита и др.);
– превращением ликвидных внебюджетных активов в денежные средства (путем реализации высоколиквидной части долгосрочных инструментов инвестиционного портфеля; ускорения продажи или сдачи в аренду неиспользованного оборудования; сдачи в аренду излишков производственной и административной площади и др.).
II этап. Восстановление финансовой устойчивости обеспечивается так.
А. Сокращением необходимого объема потребления финансовых ресурсов путем:
– сокращения объема производства нерентабельной и низкорентабельной продукции;
– совершенствования структуры управления и сокращения аппарата управления организации;
– обновления производственных внеоборотных активов за счет лизинга;
– снижения объема выплаты дивидендов;
– сокращения или отказа от социальных расходов организации, финансируемых за счет ее прибыли и др.
Б. Увеличением притока собственных финансовых ресурсов путем:
– увеличения выпуска рентабельной продукции;
– снижения себестоимости выпускаемой продукции;
– оптимизации цеповой политики организации;
– увеличения доли предоплаты покупателей за отгруженную продукцию;
– проведения ускоренной амортизации основных фондов;
– дополнительного выпуска ценных бумаг организации (акций, облигаций) и др.
III этап. Обеспечение финансовой стабильности в длительном периоде обеспечивается:
– внедрением новых видов рентабельной продукции;
– снижением себестоимости продукции за счет использования новых видов материальных ресурсов;
– повышением качества продукции;
– ускорением оборачиваемости оборотных средств;
– сокращением сроков расчета за поставляемую продукцию.
При постановке и осуществлении задач по финансовому оздоровлению предприятия руководство предприятия и прежде всего его финансовый менеджмент должны спланировать и реализовать комплекс мер по следующим направлениям финансовой работы.
1. Сокращение капитальных вложений может быть достигнуто путем:
остановки инвестиционных проектов или возврата ранее вложенных средств;
– передачи объектов незавершенного строительства или привлечения новых инвесторов для ее завершения;
– переориентирования инвестиционного проекта.
2. Рационализация производственных заносов за счет:
– уменьшения неприкосновенных запасов;
– распределения запасов но степени важности;
– определения излишков материалов и сырья;
– уменьшения затрат, связанных с хранением запасов;
– продажи излишних запасов.
3. Ускорение оборота денежных средств путем:
– создания системы скидок для клиентов, покупающих продукцию с предоплатой, увеличивающих объем закупок, своевременно оплачивающих закупки и др.;
– продажи дебиторской задолженности другим юридическим лицам;
– установления лимита на закупку покупателям с низким уровнем их платежеспособности.
4. Снижение затрат в производственной и коммерческой деятельности путем:
– сокращения общехозяйственных расходов в том числе транспортных, командировочных, на охрану и др.;
– внедрения ресурсосберегающих технологий;
– упрощения организационной структуры предприятия за счет сокращения излишек звеньев управления;
– усиления контроля за расходом электроэнергии, воды, топлива и др.;
– снижения затрат за счет интеграции с поставщиками, покупателями;
– сокращения затрат на рекламу;
– повышения уровня механизации труда;
– снижения затрат на закупку материалов, сырья;
– внедрения прогрессивных форм оплаты труда;
– снижения уровня брака, отходов и производства.
5. Уменьшение оттока денежных средств путем:
– разделения поставщиков на группы в целях определения приоритетности задолженности;
– увеличения сроков платежей менее важным поставщикам;
– нахождения альтернативных поставщиков, предлагающих более выгодные условия оплаты.
6. Реструктуризация и уменьшение дебиторской задолженности путем:
– взаимозачета взаимных платежных требований до арбитражных процедур;
– передачи дебитором в счет погашения своей задолженности быстроликвидных ценных бумаг или части своего имущества;
– переоформления дебиторской задолженности в векселя;
– увеличения размера предоплаты за продукцию;
– применения процедуры факторинга;
– взыскания дебиторской задолженности со скидкой;
– подачи имущественного иска на должника в арбитражный суд.
7. Реструктуризация и уменьшение кредиторской задолженности путем:
– отсрочки и рассрочки платежей;
– взаимозачета взаимных платежных требований;
– переоформления задолженности в вексельные обязательства;
– заключения соглашения об отступном;
– перевода краткосрочных обязательств в долгосрочные;
– передачи кредитору части имущества;
– передачи кредитору своей дебиторской задолженности;
– списание задолженности.