Лекция 20. ПЛАНИРОВКА, ЗАСТРОЙКА И БЛАГОУСТРОЙСТВО СЕЛИТЕБНОЙ ТЕРРИТОРИИ
Селитебная территория не может быть полноценной без сети предприятий культурно-бытового обслуживания населения. Культурно-бытовое обслуживание строится по принципу многоступенчатой системы, которая включает в себя предприятия трех типов:
повседневного пользования – посещаются ежедневно; удалены от жилых домов на расстояние до 500 м, которое преодолевается пешим ходом за время, равное 5–7 мин;
периодического пользования – посещаются 1–2 раза в неделю; удалены от жилых домов на расстояние до 1000 м, которое преодолевается на транспорте не более чем за 15 мин;
эпизодического пользования – посещаются эпизодически, удалены от жилых домов на значительное расстояние, которое преодолевается на транспорте.
В городах следует формировать систему общественных центров, включающую общегородской центр, центры планировочных районов (зон), жилых и промышленных районов, зон отдыха, торгово-бытовые центры повседневного пользования, а также специализированные центры (медицинские, учебные, спортивные и др.), которые допускается размещать в пригородной зоне (рис. 20.1).
Рис. 20.1. Структура обслуживающих учреждений города:
1 – городской центр; 2 – центр жилого района; 3 – центр микрорайона; 4 – граница жилого района; 5 – микрорайоны; 6 – зеленые насаждения жилых районов; 7 – городские зеленые насаждения
К числу учреждений повседневного пользования относятся следующие:
• продовольственные магазины, торгующие товарами повседневного спроса: могут быть встроены в первые этажи жилых домов; должны иметь короткие и удобные подъезды с улиц и хозяйственные дворы;
• школы: размещаются на обособленном участке площадью 0,3-0,5 га, расположенном в глубине жилой застройки и удаленном от автодорог, гаражей и магазинов; на территории школы устраивают спортплощадку и сад;
• детские сады-ясли: размещаются на обособленном участке площадью 0,2-0,8 га, расположенном в центральной части жилой застройки и удаленном от автодорог; на территории устраивают благоустроенные детские площадки и зеленые насаждения.
Учреждения периодического пользования целесообразно объединять в общественно-торговые центры жилых районов (обслуживают несколько микрорайонов). В состав общественно-торгового центра могут быть включены предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, кинотеатр с универсальным залом, клуб, библиотека, спортивные помещения и т.п.
Учреждения эпизодического обслуживания располагают в городских центрах, у мест массового приложения труда, у вокзалов, гостиниц и т.п.
Функциональные требования
При проектировании жилой застройки, как правило, выделяются следующие два основных уровня структурной организации селитебной территории.
Жилой район – структурный элемент селитебной территории площадью, как правило, от 80 до 250 га, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживания не более 1500 м, а также часть объектов городского значения; границами, как правило, являются труднопреодолимые естественные и искусственные рубежи, магистральные улицы и дороги общегородского значения.
Микрорайон (квартал) – структурный элемент жилой застройки площадью, как правило, 10–60 га, но не более 80 га, не расчлененный магистральными улицами и дорогами, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия повседневного пользования; границами, как правило, являются магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути, естественные рубежи. Классический микрорайон состоит из 3–4 жилых групп, каждая из которых представляет собой несколько средне- или многоэтажных жилых домов, как правило, типовых серий, выходящих в обширный общий двор с расположенным по центру детским садом (яслями). Своеобразным ядром микрорайона служит школа, обычно с небольшим стадионом на пришкольном участке. Другие главные компоненты инфраструктуры микрорайона: поликлиника, торговый центр. Количество магазинов, озеленения, спортивных площадок и т.п. внутри микрорайона также строго нормируется исходя из укрупненных удельных показателей. Другими словами, на расчетное число жителей должно приходиться определенное количество учреждений обслуживания и рекреационных территорий, что теоретически должно гарантировать равное для всех качество среды проживания. В микрорайоне отсутствуют сквозные проезды на внутренней территории. Два-три микрорайона образуют жилой район.
Жилой район является, как правило, объектом разработки проекта детальной планировки, а микрорайон (квартал) – проекта застройки.
В пределах жилых районов устраивается система жилых улиц и пешеходных дорог, создающих подходы к учреждениям обслуживания и остановкам общественного транспорта. Жилые улицы являются границами микрорайонов.
На территории жилого микрорайона выделяют различные зоны:
• жилую;
• дошкольных учреждений;
• школьную;
• спортивную;
• культурно-бытовых учреждений;
• отдыха;
• хозяйственную.
Функциональная организация жилых микрорайонов, так же как и города, выражается в функциональном зонировании территории и обеспечении связей внутри зон и между ними.
При проектировании жилой застройки следует предусматривать размещение площадок, размеры которых и расстояния от которых до жилых и общественных зданий принимать не менее приведенных в табл. 20.1.
Таблица 20.1
Размеры площадок и расстояние от них до зданий
Площадки |
Удельные размеры площадок, м2/человек |
Расстояния от площадок до жилых и общественных зданий, м |
Для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста |
0,7 |
12 |
Для отдыха взрослого населения |
0,1 |
10 |
Для занятий физкультурой |
2,0 |
10-40 |
Для хозяйственных целей |
0,3 |
20 |
Для выгула собак |
0,3 |
40 |
Для стоянки автомашин |
0,8 |
10–30 (в зависимости от числа автомашин) |
Основой жилой застройки являются жилые дома. Их типы подбирают так, чтобы набор квартир соответствовал демографической характеристике населения. При этом учитываются численный и возрастной состав семей, степень и характер занятости в общественном производстве, характер жизненного уклада, национальные традиции.
От жилых домов устраивают удобные и наиболее короткие пешеходные пути движения к остановкам общественного транспорта Удаление остановок общественного транспорта от жилых домов не должно превышать 500 м. Жилые дома должны быть также связаны удобными и короткими пешеходными путями с учреждениями повседневного пользования.
Въезды на территорию микрорайонов и кварталов, а также сквозные проезды в зданиях следует предусматривать на расстоянии не более 300 м один от другого, а в реконструируемых районах при периметральной застройке – не более 180 м. Внутри жилых микрорайонов предпочтительна система кольцевых и тупиковых проездов.