Лекция 7. Планирование – основная задача руководства банка

В результате изучения материала главы студент должен:

знать

• сущность планирования и его виды; ОГЛАВЛЕНИЕ планирования величины и структуры достаточного капитала; нормативно-правовую базу регулирования достаточности капитала; суть и принципы финансового планирования (бюджетирования); о центрах финансовой ответственности; этапы финансового планирования;

уметь

• выделять роль планирования в управлении банком; характеризовать соглашения о достаточности капитала (Базель I, Базель II, Базель III); выявлять возможности и источники наращивания капитала банка; определить роль участников процесса бюджетирования и их основные функции;

владеть

• теоретическими навыками определения адекватности и достаточности капитала; методиками комплексного анализа капитала; основными приемами планирования; методами планирования бюджетов банка.

Ключевые термины: планирование; план; достаточный капитал банка; бюджетирование деятельности банка.

Планирование и его роль в деятельности банка

К понятию планирования

Планирование представляет собой центральное звено цепи действий, составляющих ОГЛАВЛЕНИЕ процесса управления банком:

АНАЛИЗ → ПЛАНИРОВАНИЕ → РЕГУЛИРОВАНИЕ → КОНТРОЛЬ

Под планированием деятельности банка следует понимать формулирование (уточнение, пересмотр) политик банка на предстоящий период развития и определение системы практических мер, необходимых для их реализации, в форме составления обобщающего концептуального документа (документов), трактующего деятельность банка по отдельным ее направлениям. Планирование должно распространяться на все объекты банковского управления, т.е. на все сферы деятельности банка, на все осуществляющиеся в нем процессы или отношения либо на те из них, в отношении которых необходимость в планировании признана более настоятельной. При этом продолжительность планового периода не имеет жестких ограничений и может определяться каждым банком самостоятельно.

Руководителям банков постоянно приходится решать целый ряд сложнейших задач, среди которых:

• определение приоритетов деятельности и выбор секторов финансового рынка, позволяющих банку оптимально использовать свой кадровый и клиентский потенциал, а также портфель банковских продуктов;

• определение процентных ставок, обеспечивающих достаточную маржу;

• размещение свободных ресурсов, которое учитывало бы специфику пассивов, их стоимость, срочность, позволяло бы соблюдать определенные требования по части ликвидности, ограничения по рискам;

• определение тактики поведения на рынках, использование свободных ресурсов для проведения спекулятивных операций с ценными бумагами, валютными ценностями и т.д.;

• управление рисками, их хеджирование; управление персоналом и филиалами, определение лимитов проводимых ими операций, и т.д.

Эти и многие другие задачи сложно или даже невозможно решать, если руководители банка опираются только на интуицию. Для качественного их решения необходимо рационально организованное планирование.

Современный банк работает в условиях жестких ограничений регулирующих органов и конкуренции со стороны других финансовых организаций. Он вынужден постоянно бороться за своих клиентов и их ресурсы, предлагать новые банковские продукты, которые обеспечили бы ему и клиентам необходимую прибыль; демонстрировать всем свою надежность, стабильность и способность адекватно реагировать на условия деятельности и изменения рыночной конъюнктуры. Большие объемы и значительное разнообразие проводимых операций, необходимость их согласования для оптимизации получаемой прибыли предъявляют жесткие требования к качеству банковского управления, и в первую очередь к планированию.

Планирование, как уже отмечено, решает задачи определения общих и частных целей развития банка и конкретных путей их реализации на различных уровнях детализации и временных отрезках его деятельности (т.е. задачи выработки самой стратегии управления). Такая работа предполагает своевременное предвидение перемен, приспособление к ним и контроль за процессом, постоянное укрепление своих сильных сторон, реализацию вновь открывающихся возможностей, минимизацию рисков, ликвидацию внутренних слабостей, устранение опасных ситуаций и т.д. Это сложная и ответственная работа, но без целей, без стратегии работать нельзя.

Обязательными характеристиками планирования банка (как и любой другой организации или предприятия) должны стать:

• альтернативный характер планирования на предварительной его стадии, т.е. составление разных вариантов проекта плана (утвержден должен быть один план);

• гибкость, т.е. возможность быстрой коррекции плана при неожиданных изменениях рыночной ситуации или иных факторов;

• участие менеджеров всех уровней и всех способных членов коллектива в составлении плана и контроле за его выполнением;

• тщательно продуманный и организованный процесс контроля за выполнением плана, который нацелен не только на регистрацию факта отклонения от плана, но и на определение реальных причин невыполнения и неиспользования имевшихся возможностей;

• ориентация планов на максимизацию конечных результатов деятельности в обозримой перспективе.

Итак, планирование должно быть центральным звеном всего процесса управления банком, его главным инструментом. Фактически оно таковым пока не является для большинства банков; не очень многие банки сознательно и постоянно используют соответствующие процедуры в своей практике. В результате более распространена Вперед крайне обедненная схема банковского управления:

ОПЕРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ → РЕГУЛИРОВАНИЕ →

→ ЧАСТИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

События 1998 и 2008–2009 гг. показали, что многие российские банки, особенно крупные, потеряли возможность нормально отслеживать, планировать и управлять внутрибанковскими процессами, тем самым лишний раз доказав, что система управления банком должна быть гибкой, не бюрократической; планы и решения на всех уровнях должны приниматься быстро и так же быстро исполняться. Еще раз подтвердилась простая истина: как в кризисной, так и в обычной ситуации очень важно, какие стратегические решения примет руководство банка, насколько правильно оценит перспективы рынков и свои возможности.

Проблема имеет много аспектов, которые необходимо иметь в виду. Это:

• выбор верной стратегии, правильная структурная организация управления и планирования; организация работы аналитических подразделений;

• построение процедур и алгоритмов принятия решений на основе анализа;

• построение системы интерактивного контроля, владение ситуацией, возможность оперативного вмешательства;

• комплексный подход к управлению (нахождение всех операционных взаимосвязей, внутренних и внешних);

• организация информационных потоков для всех заинтересованных подразделений банка.

При учете всех этих аспектов скорее всего обнаружится необходимость перестройки работы как банка в целом, так и отдельных его подразделений, что может потребовать значительных вложений и расходов, что опять же свидетельствует о необходимости активизации плановой работы в банке.