Педагогические умения
1 группа:
• увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать ее в виде педагогических задач, при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного участника учебно-воспитательного процесса;
• изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию;
• конкретизировать педагогические задачи, принимать оптимальное решение в любой создавшейся ситуации, предвидеть близкие и отдаленные результаты решения подобных задач.
2 группа:
• работа с ОГЛАВЛЕНИЕм учебного материала;
• способность к педагогическому истолкованию информации;
• формирование у школьников учебных и социальных умений и навыков, осуществление межпредметных связей;
• изучение состояния психических функций учащихся, учет учебных возможностей школьников, предвидение типичных затруднений учащихся;
• умение исходить из мотивации учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса;
• умение использовать сочетания форм обучения и воспитания, учитывать затрату сил и времени учащихся и учителя.
3 группа:
• соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе;
• уметь создавать планы развития своей педагогической деятельности.
4 группа:
• позволяющие поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные — создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервов партнера по общению).
5 группа:
• умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация па развитие личности ученика;
• способность истолковывать и читать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты);
• умение встать на точку зрения ученика и создать атмосферу доверия в общении с другим человеком (ученик должен ощущать себя уникальной полноценной личностью);
• владение приемами риторики;
• использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими и особенно дисциплинирующими;
• преобладание демократического стиля в процессе преподавания, умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.
6 группа:
• умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, т.е. реализация и развитие педагогических способностей;
• умение управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не разрушительный характер;
• осознание собственных положительных возможностей и возможностей учащихся, способствующее упрочению своей позитивной Я-концепции.
7 группа:
• осознание перспективы собственного профессионального развития,
• определение индивидуального стиля,
• максимальное использование природных интеллектуальных данных.
8 группа:
• определение характеристик знаний, полученных учащимися в период учебного года;
• умение определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце года;
• умение выявить отдельные показатели обучаемости;
• умение стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.
9 группа:
• оценивание учителем воспитанности и воспитуемости школьников;
• умение распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников;
• способность учителя увидеть личность ученика в целом, взаимосвязь его мыслей и поступков, умение создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт личности.
10 группа:
• связана с интегральной, неотъемлемой способностью учителя оценить свой труд в целом, умение увидеть причинно-следственные связи между его задачами, целями, способами, средствами, условиями, результатами. Педагогу необходимо переходить от оценки отдельных педагогических умений к оценке своего профессионализма, результативности своей деятельности, от частного к целому (А. К. Маркова).