Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
Законодательством установлена обязательность исполнения решений и предписаний антимонопольного органа. Коммерческие и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (их должностные лица), внебюджетные фонды, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны выполнить действия, предусмотренные решением или предписанием антимонопольного органа, в установленный срок.
За нарушения антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.
Гражданско-правовая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в процессе деятельности на товарных рынках установлена ГК РФ и специальными антимонопольными законами. Так, Закон о защите конкуренции предусматривает принудительное разделение (выделение) коммерческой организации, а также некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, в случае, когда такая организация занимает доминирующее положение и совершила в течение трех лет более двух выявленных в установленном порядке фактов монополистической деятельности. Суд по иску антимонопольного органа вправе принять решение о принудительном разделении организации или выделении из ее состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.
Решение суда о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации направлено на развитие конкуренции и принимается при наличии следующих условий:
• возможности организационного и территориального обособления структурных подразделений организации;
• отсутствие между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи, в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);
• возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.
Решение суда о принудительном разделении (выделении) коммерческой (некоммерческой) организации подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, в срок, который не может быть менее шести месяцев.
Ответственность за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности, в частности административная ответственность за действия, направленные на ограничение конкуренции на товарных рынках Российской Федерации, установлена КоАП РФ. Данный документ предусматривает ответственность за нарушение порядка ценообразования и ограничение свободы торговли.
Завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а также иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 тыс. руб; на должностных лиц – в размере 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – 100 тыс. руб.
Действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством РФ и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг) и свободы экономической деятельности влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 ты- c. до 30 тыс. руб., а за повторные нарушения – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет. Заключение указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашений или осуществление недопустимых согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от 1/100 до 15/100 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более 1/50 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 тыс. руб., а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), – в размере от 3/ιοοο до 3/100 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более 1/50 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 тыс. руб. (под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со ст. 248 и 249 НК РФ).
Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35%, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 1 млн руб.
Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий, а также координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, влекут наложение административного штрафа должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от 1/100 до 15/100 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 тыс. руб., а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), – в размере от 3/1000 до 3/1000 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 тыс. руб.
Лицо, добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган (его территориальный орган) о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий, освобождается от административной ответственности при выполнении в совокупности следующих условий:
• на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
• лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;
• представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.
Недобросовестная конкуренция (если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния) влечет наложение админстративного штрафа на должностных лиц в размере от 12 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от 1/100 до 15/100 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100 тыс. руб.
Уголовная ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции устанавливается УК РФ. Статья 178 УК РФ запрещает под угрозой реализации уголовной ответственности недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем:
• заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий;
• неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа па рынок.
Эти деяния объединяет то обстоятельство, что они связаны с экономической и властной деятельностью хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти (местного самоуправления) и прямо посягают на конкурентные отношения. Следует подчеркнуть, что уголовно наказуемыми являются не любые проявления монополистических действий и ограничения конкуренции, а лишь совершенные указанными в УК РФ способами и если эти деяния привлекли причинение крупного или особо крупного ущерба (крупным ущербом в данном случае признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн руб., а особо крупным ущербом – 3 млн руб.) либо повлекли извлечение дохода в крупном или в особо крупном размере (доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 5 млн руб., а доходом (5 особо крупном размере – 25 млн руб.).
В соответствии с антимонопольным законодательством (ст. 6–7 Закона о защите конкуренции) монопольно высокие (низкие) цены – это тс цены, которые устанавливаются только хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее, положение на товарном рынке. Поэтому ст. 178 УК РФ (в части монопольных цен) распространяется исключительно на деятельность тех хозяйствующих субъектов (их руководителей), которые имеют доминирующее положение на товарном рынке согласно ст. 5 Закона о защите конкуренции.
УК РФ не устанавливает уголовной ответственности руководителей естественных монополий за завышение цен (тарифов), поскольку предполагает их государственное регулирование.
Установление монопольно высоких (низких) цен необходимо трактовать с позиции Закона о защите конкуренции, где дано определение монопольно высокой и монопольно низкой цены. Установление монопольно высоких (низких) цен – это разновидности злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на товарном рынке. Чтобы вести речь о монопольно высоких (низких) ценах, необходимо сначала доказать факт наличия доминирующего положения предпринимателя на рынке. Такой факт устанавливается антимонопольным органом по правилам ст. 5 Закона о защите конкуренции.
Выявление монопольных цен должно опираться на изучение реальной динамики цен с учетом инфляции, а также на исследование изменений объемов производства в натуральном выражении. В то же время формальные обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков монопольной цены, могут быть следствием рыночной конъюнктуры, а не противоправного поведения хозяйствующих субъектов. Поэтому без проведения глубокого экономического анализа с привлечением экспертов выявить такие монополистические действия весьма сложно.
Ограничение доступа на рынок – деяние (действие или бездействие) виновного лица, создающее любые неправомерные препятствия для входа на рынок того или иного хозяйствующего субъекта в качестве продавца определенных товаров или их покупателя и ущемляющее его свободу экономической деятельности. Ограничение свободы экономической деятельности может осуществляться как другими предпринимателями, так и органами исполнительной власти (местного самоуправления). Например, доступ на рынок ограничивают путем установления противоправных сборов за право торговли па территории региона, неправомерного отказа в регистрации хозяйствующего субъекта но мотивам нецелесообразности его предпринимательской деятельности и т.п.
Ограничение доступа на рынок хозяйствующих субъектов со стороны органов исполнительной власти (их должностных лиц) в настоящее время весьма распространено. Это касается легитимации предпринимателей (неправомерный отказ в создании, реорганизации или ликвидации хозяйствующего субъекта или отказ в выдаче ему необходимой лицензии на занятие соответствующим видом предпринимательской деятельности), неправомерного установления запретов для хозяйствующих субъектов (запрет на ввоз продукции), неправомерного закрепления требований, обязанностей в отношении предпринимателей (например, установление для хозяйствующего субъекта обязанности в первоочередном порядке поставить товар).
Следует заметить, что ст. 178 УК РФ не указаны такие способы монополизации рынка, как необоснованное предоставление отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льгот, позволяющих им занять преимущественное положение по отношению к конкурентам, совмещение властных и хозяйственных функций, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов исполнительной власти (местного самоуправления).
Субъектный состав правонарушений можно подразделить на три группы в зависимости от правового статуса лиц. Во-первых, это собственно субъекты предпринимательской деятельности (индивидуальные предприниматели – граждане, которые в соответствии со ст. 23 ГК РФ занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации). К данной группе относятся также участники юридического лица (полного товарищества и товарищества на вере (кроме коммандитистов), посредством которых согласно ст. 53, 72 и 84 ГК РФ юридическое лицо может приобретать права и обязанности в хозяйственном обороте. Физические лица – полные товарищи в полном товариществе и товариществе па вере должны пройти регистрацию в качестве предпринимателей.
Во-вторых, субъектами преступлений, обозначенных в ст. 178 УК РФ, могут выступать руководители коммерческих организаций и их объединений (союзов или ассоциаций), а также некоммерческих организаций, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, независимо от того, являются ли они российскими гражданами, иностранными гражданами или лицами без гражданства. Руководители ведут текущие дела организации и представляют ее в хозяйственном обороте. Как известно, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения и избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами (в зависимости от организационно-правовой формы).
В-третьих, это должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций, государственных внебюджетных фондов. Широкими полномочиями по государственному регулированию рыночных отношений наделены ныне органы исполнительной власти (местного самоуправления) и их должностные лица. Поэтому последние могут прямым или косвенным образом влиять на состояние конкурентной среды.
Характеризуя субъективную сторону рассматриваемого преступления, отметим его умышленный характер (прямой умысел): виновное лицо, сознавая общественную опасность своего деяния, стремится не допустить, ограничить или устранить конкуренцию на соответствующем рынке товаров, работ, услуг.
Рассмотренные противоправные деяния (злоупотребление доминирующим положением и ограничение конкуренции) наказываются штрафом в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного г ода до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.
Те же деяния:
• совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
• сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения (при отсутствии признаков вымогательства);
• причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, – наказываются принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью от одного года до трех лет либо без такового.
Если лицо способствовало раскрытию совершенного преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате недопущения, ограничения или устранения конкуренции, и если в его действиях не содержится иного состава преступления, оно освобождается от уголовной ответственности.