Оценка локализации отраслей и специализации регионов
Для установления степени отклонения анализируемых показателей в регионе от средней величины по стране используются коэффициенты специализации и локализации.
Коэффициент специализации представляет собой отношение доли отрасли в составе промышленности региона к доле отрасли в составе промышленности страны.
Коэффициент специализации региона рассчитывается при помощи следующей формулы:
(1.5)
где – коэффициент специализации i-й отрасли в регионе r, – доля региона г в объеме выпуска i отрасли; аr – доля региона r в объеме валового выпуска в стране.
В промышленности существуют следующие формы специализации:
– предметная специализация. Ее сущность состоит в том, что предприятия специализируются на выпуске готовой продукции;
– подетальная специализация. При такой форме специализации предприятие занимается производством деталей, узлов и агрегатов;
– стадийная, или технологическая, специализация. В этом случае предприятия специализируются на выполнении стадий технологического процесса;
– специализация вспомогательных производств. К этой форме специализации можно отнести предприятия, которые заняты выпуском, например, тары и упаковки.
Для характеристики уровня и анализа специализации на практике используется ряд показателей:
– коэффициент охвата производства, характеризующий долю продукции специализированной отрасли в общем выпуске продукции данного вида;
– коэффициент специализации, который характеризует долю основной (профильной) продукции в общем выпуске продукции отрасли;
– коэффициент подетальной специализации, характеризующий долю продукции подетально (технологически) специализированных предприятий в общем выпуске продукции отрасли.
Коэффициент локализации – отношение доли региона в составе всей страны по отрасли к доле региона в составе всей страны по промышленности.
Коэффициент локализации производства отрасли в регионе определяется по формуле
(1.6)
где – объем выпуска i-ой отрасли в регионе r, – общий объем выпуска i-ой отрасли в стране; Qr – объем валового выпуска в регионе r, Q – объем валового выпуска в стране.
Коэффициенты локализации рассчитываются обычно по численности занятых в отрасли или по объему произведенной продукции.
Анализ структуры хозяйственного комплекса региона проводят с целью определения эффективности, устойчивости, конкурентоспособности региональной экономики с точки зрения экономического роста, воспроизводственного процесса в регионе.
Коэффициент душевого производства (Кд) исчисляется отношением удельного веса отрасли региона в соответствующей структуре отрасли страны к удельному весу населения региона в населении страны.
(1.7)
где Ор – отрасль региона; Oc. – отрасль страны; Нр – население региона; Нс – население страны.
Концентрация – это процесс.
Концентрация как процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на одном предприятии, может развиваться на основе различных форм:
– увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия);
– увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);
развития концентрации на основе комбинирования производства;
– развития концентрации на основе диверсификации производства как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия.
Концентрация производства достигается путем:
– увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;
– применения машин и оборудования с большей единичной мощностью;
– одновременного увеличения машин, оборудования как прежнего технического уровня, так и более современного;
– развития взаимосвязанных производств.
Коэффициент концентрации рынка – процентное отношение продаж определенного числа фирм (обычно четырех крупнейших) к общему отраслевому объему. Этот показатель имеет дискретный характер. Он характеризует позиции на рынке только отдельных производителей. Комплексную оценку степени концентрации дает другой показатель, используемый в экономической и юридической практике, – индекс Герфиндаля.
Индекс Герфиндаля является показателем степени концентрации в отдельной отрасли. Индекс рассчитывается на основе суммирования квадратов значений долей всех фирм отрасли на рынке. Если принять количество фирм в отрасли за п, то индекс H равен:
(1.8)
где обозначает долю фирмы i данной отрасли на рынке.
Если имеется лишь один продавец (S = 1), следовательно, Н = 1. Если имеется п продавцов, имеющих одинаковую долю на рынке, то