Особенности содержания и процесса труда работников торговой отрасли
Труд работников торговой отрасли, его ОГЛАВЛЕНИЕ, характер, функции и сам процесс организации имеют свои особенности, связанные с длительной эволюцией процессов обращения товаров в направлении экономического и организационного обособления труда работников системы товарного обращения (торговой отрасли) от сферы производства. Затем концентрация торгового и промышленного капитала привела к интеграции торговой отрасли с отраслями материального производства, промышленным и финансовым капиталом. И несмотря на эти разнонаправленные процессы обособления, концентрации и интеграции, специфика труда в торговле по своему характеру и направлениям деятельности отличается от составляющих элементов процесса труда в сфере материального производства.
Труд работника торговой отрасли представляет целенаправленную деятельность по обслуживанию обращения товаров (процесса их купли-продажи) во всех его формах. Будучи приложенным к средствам труда, он участвует в формировании цены товаров, которая определяется в конечном итоге взаимодействием спроса и предложения на конкурентном рынке.
Применительно к торговой отрасли совокупный труд работников представляет собой результат взаимодействия трудовых операций, направленных:
1) на обслуживание смены форм стоимости (Д–Т и Т-Д);
2) сохранение потребительских свойств (качества) товаров, что требует затрат труда производственного характера: транспортировка, материальная доработка и хранение товаров;
3) оказание дополнительных услуг участникам процесса обращения товаров.
Субъектом труда в торговой отрасли является работник, объектами труда выступают:
• процесс смены форм стоимости денежной на товарную и товарной на денежную;
• товары и операции с ними;
• качественные характеристики товаров;
• покупатели и потребители товаров.
Опосредующими элементами труда в торговой отрасли являются средства труда, информация (об экономической конъюнктуре, статистическая информация, о товарах и их производителях и др.), торговые технологии и процессы, организация труда.
Основными результатами труда в торговой отрасли являются:
1) стоимость реализованных товаров (товарооборот);
2) стоимость услуг но обращению товаров;
3) цена труда (заработная плата);
4) валовая добавленная стоимость на отраслевом уровне.
В составе трудовых операций (в розничной торговле) наибольший удельный вес занимают затраты труда на смену форм стоимости (более 60%). В то же время удельный вес работников торговой группы, непосредственно участвующих в этом процессе, сокращается благодаря внедрению новых торговых технологий и систем управления, а также учета результатов товарно-денежных операций. Например, с появлением интернет-магазинов, в которых действуют системы учета наличия товаров и их продаж посредством оформления заказа, появилась возможность выполнять торговые операции с помощью минимального числа работников, а необходимость в оперативном персонале в таких магазинах отпадает. Обращение товаров осуществляется без помощи наличных денег (оплата производится с помощью банковских карт, электронными деньгами и т.п.), смена форм стоимости происходит без помощи живого труда.
Труд работников сферы общественного питания включает комплекс производственных и торговых функций, а также организацию потребления готовой продукции собственного производства и покупной продукции. Переработка сырья или полуфабрикатов в готовую продукцию на предприятиях общественного питания является воспроизводственной функцией, которая сближает трудовые операции на предприятиях общественного питания с характером груда работников пищевой промышленности.
Результатом труда работников предприятий общественного питания являются: стоимость готовой продукции, услуги по реализации и организации потребления готовой продукции.
Обслуживание стоимостного обмена товаров в торговой отрасли сопровождается оказанием дополнительных услуг, которые представлены тремя функциями торговой отрасли: контактной, учетно-информационной и кредитно-финансовой. В связи с этим в торговой отрасли и се подсистемах имеют место разнообразные трудовые операции, связанные с осуществлением маркетинговых исследований состояния рынка товаров и услуг, поиском новых каналов сбыта, ценовой политикой, оказанием информационных, кредитно- финансовых и других услуг. Затраты труда на эти дополнительные услуги занимают большую долю в общих затратах труда в торговой отрасли и возмещаются в основном за счет собственных источников финансирования торговых предприятий.