Лекция 2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• специфику преподавания социологии;
• основные цели и методы обучения социологии;
• возможные пути составления учебного курса по социологии;
• профессиональные компетенции социолога;
уметь
• различать профессиональные компетенции магистра и бакалавра социологии;
• выстраивать учебный курс в соответствии с профессиональными компетенциями;
• определять образовательные, воспитательные и развивающие цели обучения;
владеть
• способностью определять основные проблемы, стоящие на пути оптимизации учебного процесса;
• базовыми понятиями методики преподавания социологии;
• умением организовывать собственные приемы обучения социологии.
Отличие социологии от других наук
Курс социологии в вузе отличается от курса обществознания в школе тем, что он показывает знания об обществе в их развитии. Вот почему одним из важнейших для социологических факультетов всегда был курс истории социологии. В то же время обществознание в школе преподносит учащимся лишь устоявшиеся научные положения, причем из разных социальных наук: экономики, юриспруденции, психологии, культурологии и т.д. А без идеи динамики общественного развития и без понимания неоднозначности научных концепций не может сложиться личность специалиста в области социологии.
Если говорить о других гуманитарных дисциплинах, то социология отличается от них своей опорой на практику в виде сбора статистических данных, требующих анализа с помощью характерной для этой науки методологии. Например, преподавая социологию духовной жизни, уместно оперировать конкретными, собранными на практике данными о проведении людьми культурного досуга. Таким образом, студенты-социологи должны привыкнуть к мысли о необходимости проведения самостоятельных исследований по сбору фактов, которые касаются разных сторон социальной жизни, с целью последующего их анализа.
В отличие от истории, политологии, религиоведения, искусствоведения, правоведения или филологии в социологии упор делается на выявление не частного, конкретного и уникального, а общего, типичного и характерного для общества. Социология не останавливает свое внимание на какой-то отдельно взятой стороне общественной жизни – политической, экономической или духовной, а изучает все социальные отношения. Даже учитывая большое проникновение социологии в школьный и вузовский курсы истории (теории социальных закономерностей, социально- экономических формаций, социальной борьбы), следует признать существенную разницу между исторической и социологической дисциплинами: социология больше интересуется нс прошлым, а настоящим состоянием общества.
Сближаясь с социальной философией, социология никогда с ней не отождествляется в силу того, что не склонна рассматривать общество как часть мироздания, и потому видит в обществе самоценную социальную систему с характерными для нее внутренней структурой, самовоспроизводством и саморегуляцией.
По большей части, уходя корнями в философию, социология отводит ей роль своей теоретической базы. Но социолога не интересуют космос, природа, живая и неживая материя сами по себе. Если что-то из перечисленного и привлекает его внимание, так это то, как общество воспринимает внешние факторы и как они влияют на социальную жизнедеятельность. Например, социолог, изучающий религию, заинтересуется произведениями церковного искусства, обрядами и догматами лишь в том случае, если увидит их влияние на общественные отношения. Социологию религии не интересуют конкретные предметы религиозного культа, ей не важно, чем отличается учение одной секты от учения другой, и она даже не задается вопросом, есть Бог или нет и какая религия истинна, а какая ложна. Всеми этими вопросами занимаются богословие, религиоведение, история, культурология и подобные им науки.