Лекция 5. Основы теории налогов: налоговое бремя
В главе вводятся основные понятия теории налогообложения, а также подробно рассматриваются факторы, влияющие на распределение и перемещение налогового бремени.
В результате изучения материалов данной главы студент должен:
знать
• основные критерии, используемые для характеристики налоговой системы страны;
• различия в перемещении налогового бремени на конкурентном и монополизированном рынках благ;
• особенности распределения налогового бремени для прямых и косвенных налогов;
уметь
• анализировать распределение налогового бремени между различными экономическими агентами; налогообложение в контексте частного и общего равновесия;
• оценивать избыточное налоговое бремя для различных типов налогов;
владеть
• навыками графического анализа перемещения налогового бремени и возникновения избыточного налогового бремени в различных условиях.
Доходы государства. Источники государственных доходов
Доходы субъекта рыночной экономики, как правило, формируются за счет использования принадлежащих ему факторов производства и безвозмездных поступлений со стороны (трансфертов). Для большинства субъектов этот второй путь не характерен. Исключения составляют главным образом нетрудоспособные члены общества и некоторые некоммерческие, в основном благотворительные, организации. Однако когда речь идет о государстве, законное право принуждения позволяет безвозмездно получать преобладающую часть средств, необходимых для финансирования общественного сектора. Это достигается с помощью налогов, под которыми в широком контексте подразумеваются все виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения.
На физических и юридических лиц государством возлагаются налоговые обязательства, т.е. установленные законом требования регулярно уплачивать определенные суммы в те или иные государственные фонды. Вообще говоря, налоги могут быть не только денежными, но и натуральными. Близкую к налогам природу имеют так называемые натуральные повинности, в частности воинская обязанность. Характерно, что натуральные налоги и повинности взаимозаменяемы с денежными налогами в качестве средств обеспечения общественного сектора ресурсами. Так, отмена всеобщей воинской обязанности предполагает финансирование профессиональной армии за счет налогов. Однако в современных условиях именно денежные налоговые поступления имеют наибольшее значение.
С точки зрения теории все денежные фонды, находящиеся в распоряжении государства (если они не обособлены в качестве средств предприятий) объединяются понятием бюджет в широком смысле слова. На практике различаются бюджет (точнее, бюджеты разного уровня) и государственные и муниципальные внебюджетные фонды. Последние имеют целевой характер, т.е. предназначены для финансирования каких-либо специфических нужд, и обособлены от общего бюджета посредством закрепления за ними особых источников финансирования. Таков, например, Пенсионный фонд РФ.
Налоговые поступления в наибольшей степени отвечают природе государства. Однако наряду с ними ресурсы общественного сектора пополняются за счет неналоговых поступлений. Их важнейший источник – государственное предпринимательство, т.е. прибыльное использование ранее накопленных ресурсов. В развитых странах доля налоговых поступлений в доходах общественного сектора, как правило, превышает 80%, а в ряде стран составляет более 90%.
В табл. 5.1 приведены данные о доле налоговых поступлений в ВВП некоторых развитых стран. Как видно из таблицы, во многих странах эта доля составляет около 40% ВВП, что означает весьма существенное участие государства в экономике страны. Вместе с тем, тенденция уменьшения размеров госсектора наблюдается и здесь – за последнее десятилетие практически во всех странах доля налоговых поступлений в ВВП снизилась.
Таблица 5.1. Доля налоговых поступлений в ВВП, %
Страна |
1985 |
2000 |
2010 |
Великобритания |
37,0 |
36,3 |
35,0 |
Германия |
36,1 |
37,5 |
36,3 |
Дания |
46,1 |
49,4 |
48,2 |
Ирландия |
36,4 |
31,2 |
28,0 |
Италия |
33,6 |
42,2 |
43,0 |
Канада |
32,5 |
36,5 |
31,0 |
Норвегия |
42,6 |
42,6 |
42,8 |
США |
25,6 |
29,5 |
24,8 |
Франция |
42,8 |
44,4 |
42,9 |
Швеция |
47,4 |
51,4 |
45,8 |
Япония |
27,1 |
27,0 |
26,9 (2009) |
Всего по странам ОЭСР |
32,5 |
35,3 |
33,8 (2009) |
Источник: OECD. Revenue statistics 1965–2010. OECD. 2011.
Типология и классификация налогов
Подходов к классификации налогов может быть несколько. В данной главе будут рассмотрены основные пять:
1) по объекту налогообложения – прямые,
косвенные;
2) по отношению к стоимости – аккордные, специфические, стоимостные;
3) по направленности использования – маркированные, немаркированные;
4) по уровню налоговой компетенции – федеральные, региональные, местные;
5) по характеру налогообложения – прогрессивные, пропорциональные, регрессивные.
Классификация по объекту налогообложения. Источником налоговых поступлений государства являются доходы граждан и организаций. Однако объектами налогообложения могут быть не только доходы. В этом качестве способны выступать, в частности, имущество, принадлежащее налогоплательщику, приобретенные или проданные им товары, использованные ресурсы и т.д., если по отношению к ним определяются налоговые обязательства – установленные законом обязанности по уплате налога, например, в расчете на единицу прибыли, объем продаж изделий или площадь земельного участка. Выбирая тот или иной объект налогообложения и распределяя налоговые обязательства, государство стремится не только использовать разнообразные пути пополнения бюджета, но и воздействовать на поведение плательщиков.
В зависимости от объекта обложения различают налоги прямые и косвенные. Первыми облагаются непосредственно физические и юридические лица, их доходы или имущество, вторыми – ресурсы, деятельность, товары и услуги. В Российской Федерации наибольшее значение среди прямых налогов имеют налог на прибыль предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Среди важнейших косвенных налогов следует назвать налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.