Лекция 5. Основы теории налогов: налоговое бремя

В главе вводятся основные понятия теории налогообложения, а также подробно рассматриваются факторы, влияющие на распределение и перемещение налогового бремени.

В результате изучения материалов данной главы студент должен:

знать

• основные критерии, используемые для характеристики налоговой системы страны;

• различия в перемещении налогового бремени на конкурентном и монополизированном рынках благ;

• особенности распределения налогового бремени для прямых и косвенных налогов;

уметь

анализировать распределение налогового бремени между различными экономическими агентами; налогообложение в контексте частного и общего равновесия;

• оценивать избыточное налоговое бремя для различных типов налогов;

владеть

• навыками графического анализа перемещения налогового бремени и возникновения избыточного налогового бремени в различных условиях.

Доходы государства. Источники государственных доходов

Доходы субъекта рыночной экономики, как правило, формируются за счет использования принадлежащих ему факторов производства и безвозмездных поступлений со стороны (трансфертов). Для большинства субъектов этот второй путь не характерен. Исключения составляют главным образом нетрудоспособные члены общества и некоторые некоммерческие, в основном благотворительные, организации. Однако когда речь идет о государстве, законное право принуждения позволяет безвозмездно получать преобладающую часть средств, необходимых для финансирования общественного сектора. Это достигается с помощью налогов, под которыми в широком контексте подразумеваются все виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения.

На физических и юридических лиц государством возлагаются налоговые обязательства, т.е. установленные законом требования регулярно уплачивать определенные суммы в те или иные государственные фонды. Вообще говоря, налоги могут быть не только денежными, но и натуральными. Близкую к налогам природу имеют так называемые натуральные повинности, в частности воинская обязанность. Характерно, что натуральные налоги и повинности взаимозаменяемы с денежными налогами в качестве средств обеспечения общественного сектора ресурсами. Так, отмена всеобщей воинской обязанности предполагает финансирование профессиональной армии за счет налогов. Однако в современных условиях именно денежные налоговые поступления имеют наибольшее значение.

С точки зрения теории все денежные фонды, находящиеся в распоряжении государства (если они не обособлены в качестве средств предприятий) объединяются понятием бюджет в широком смысле слова. На практике различаются бюджет (точнее, бюджеты разного уровня) и государственные и муниципальные внебюджетные фонды. Последние имеют целевой характер, т.е. предназначены для финансирования каких-либо специфических нужд, и обособлены от общего бюджета посредством закрепления за ними особых источников финансирования. Таков, например, Пенсионный фонд РФ.

Налоговые поступления в наибольшей степени отвечают природе государства. Однако наряду с ними ресурсы общественного сектора пополняются за счет неналоговых поступлений. Их важнейший источник – государственное предпринимательство, т.е. прибыльное использование ранее накопленных ресурсов. В развитых странах доля налоговых поступлений в доходах общественного сектора, как правило, превышает 80%, а в ряде стран составляет более 90%.

В табл. 5.1 приведены данные о доле налоговых поступлений в ВВП некоторых развитых стран. Как видно из таблицы, во многих странах эта доля составляет около 40% ВВП, что означает весьма существенное участие государства в экономике страны. Вместе с тем, тенденция уменьшения размеров госсектора наблюдается и здесь – за последнее десятилетие практически во всех странах доля налоговых поступлений в ВВП снизилась.

Таблица 5.1. Доля налоговых поступлений в ВВП, %

Страна

1985

2000

2010

Великобритания

37,0

36,3

35,0

Германия

36,1

37,5

36,3

Дания

46,1

49,4

48,2

Ирландия

36,4

31,2

28,0

Италия

33,6

42,2

43,0

Канада

32,5

36,5

31,0

Норвегия

42,6

42,6

42,8

США

25,6

29,5

24,8

Франция

42,8

44,4

42,9

Швеция

47,4

51,4

45,8

Япония

27,1

27,0

26,9 (2009)

Всего по странам ОЭСР

32,5

35,3

33,8 (2009)

Источник: OECD. Revenue statistics 1965–2010. OECD. 2011.

Типология и классификация налогов

Подходов к классификации налогов может быть несколько. В данной главе будут рассмотрены основные пять:

1) по объекту налогообложения – прямые,

косвенные;

2) по отношению к стоимости – аккордные, специфические, стоимостные;

3) по направленности использования – маркированные, немаркированные;

4) по уровню налоговой компетенции – федеральные, региональные, местные;

5) по характеру налогообложения – прогрессивные, пропорциональные, регрессивные.

Классификация по объекту налогообложения. Источником налоговых поступлений государства являются доходы граждан и организаций. Однако объектами налогообложения могут быть не только доходы. В этом качестве способны выступать, в частности, имущество, принадлежащее налогоплательщику, приобретенные или проданные им товары, использованные ресурсы и т.д., если по отношению к ним определяются налоговые обязательства – установленные законом обязанности по уплате налога, например, в расчете на единицу прибыли, объем продаж изделий или площадь земельного участка. Выбирая тот или иной объект налогообложения и распределяя налоговые обязательства, государство стремится не только использовать разнообразные пути пополнения бюджета, но и воздействовать на поведение плательщиков.

В зависимости от объекта обложения различают налоги прямые и косвенные. Первыми облагаются непосредственно физические и юридические лица, их доходы или имущество, вторыми – ресурсы, деятельность, товары и услуги. В Российской Федерации наибольшее значение среди прямых налогов имеют налог на прибыль предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Среди важнейших косвенных налогов следует назвать налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.