Основные уровни ведения бизнеса и соответствующие нормы
Этика бизнеса рассматривает нравственные ценности и нормы поведения, которые лежат в основе современного цивилизованного предпринимательства, показывает его связь с уровнем социального благополучия страны в целом, а также ее имиджем на международном уровне.
Микроуровень — это ценности, моральные стандарты и нормы поведения индивидов внутри организаций.
Макроуровень — масштаб государства, или система законов и правил, сложившихся в данном государстве, которые задают социальные рамки любой активности. Этика бизнеса (в той ее части, которая рассматривает вопрос о соответствии деятельности предприятия рамочному порядку или проблему совершенства самого рамочного порядка; степень ответственности предприятия перед обществом и т.д.) является частью социальной этики, выступая в виде этики социального порядка. На уровне отдельных организаций этика бизнеса рассматривает ценности и нормы поведения внутри организации и в отношениях с другими организациями.
Глобальный уровень рассматривает специфику ведения бизнеса в разных странах, а также в поликультурных организациях, проблемы совместимости разных культурных ценностей и норм.
Индивидуальная этика (микроуровень) рассматривает вопросы формирования самосознания индивида, исследует цели, ценности и мотивы трудовой деятельности, условия повышения его креативности. Социальная этика (макроуровень) рассматривает социальные рамки предпринимательства, социальный порядок, ценности и нормы, порождаемые и воспроизводимые системой социальных институтов. Глобальная этика (мегауровень) изучает моральные стандарты, складывающиеся в процессе взаимодействия разных культур, ценности и цели человечества в контексте экономической интеграции.
Таким образом, все рассматриваемые уровни получают конкретное воплощение в этике бизнеса, которая также включает три уровня: индивидуальный уровень связан с задачей развития нравственного субъекта как основы предпринимательской деятельности; социальный уровень предполагает совершенствование рамочного порядка в виде юридических законов государства, а также корпоративных кодексов, правил и норм, обеспечивающих слаженную работу больших социальных структур. Глобальный уровень предполагает совершенствование механизмов правового и нравственного взаимодействия транснациональных структур делового мира как субъектов социальной и экологической ответственности. Проблемы ценностей и смыслов, мотивы поведения больших групп людей, возрастание степени ответственности — все эти проблемы необычайно актуальны и требуют рассмотрения.
Этика бизнеса — динамично развивающаяся область знания и социальной практики, включающая индивидуальную этику (учение о целях и ценностях нравственно зрелой личности), социальную этику (учение о целях и ценностях социума, организации), глобальную этику (в которую входят проблемы международных ценностей и норм, призванных обеспечить социально-экономическое взаимодействие в мировом масштабе). Такой комплексный подход позволяет создать целостную картину места и роли этики в современном бизнесе, а также роль бизнеса в обществе.
Роль бизнеса в истории
Бизнес — это деятельность, имеющая целью получение прибыли законным путем. Бизнес отличается от незаконной и криминальной деятельности: он рассчитан на долгосрочную перспективу и выполняет важные социальные функции, являясь локомотивом социального и культурного прогресса.
Например, расцвет культуры в эпоху Возрождения имел причиной развитие торговли, обеспечившей экономическое процветание итальянских купцов (пополанов), которые в свою очередь обеспечивали заказами архитекторов, художников, живописцев, литераторов, что и послужило причиной расцвета итальянской культуры в XVI—XVII вв.
В XIX и XX вв. развитие бизнеса позволило избежать кризиса, связанного с ростом населения и нехваткой продовольствия, о котором Мальтус писал как о грядущей катастрофе.
Законы Мальтуса, неопровержимые в своей математической части, не сработали в реальной истории, в частности в истории Европы, которая обнаружила три способа, позволяющих избежать последствий этих законов: расширить коммерцию, улучшить технологию, шире внедряться в малозаселенные регионы. В широком смысле слова все эти три условия включаются в понятие коммерции или бизнеса. Поэтому бизнес, коммерция являются важными факторами социального развития и процветания. Как только наступает застой, ослабевает процесс распространения и улучшения коммерции, тормозится новое, массы населения начинают приходить к грани гибельного вырождения. Римская империя пала по причине упадка коммерции. Ближний Восток — это музей пришедших в упадок городов, хранящих следы античного великолепия. Коммерция действительно является важнейшим из всех факторов социального и культурного процветания. К таким выводам приходят многие авторы, считая предпринимательство главной созидательной силой всякой цивилизации.
Именно предпринимательство, а не политика, религия, искусство, право является такой главной созидательной силой.