Виды самоопределения
Сложность и многоаспектность процесса самоопределения приводит к предположению о существовании различных видов этого явления. В современной психологической литературе наиболее часто выделяются следующие виды самоопределения: социальное, профессиональное, нравственное, личностное, жизненное, семейное, индивидуальное и т.д.
Специальное внимание уделяется проблеме соотношения различных видов самоопределения. Например, А. К. Маркова не только констатирует, что все виды самоопределения находятся в постоянном взаимодействии, но и указывает, как это взаимодействие осуществляется. По ее мнению, различные виды самоопределения чаще всего "происходят одновременно, меняясь местами, как причина и следствие". Однако в некоторых случаях различные виды самоопределения могут предшествовать друг другу. Например, личностное самоопределение может предшествовать профессиональному, тем самым способствуя ему. В основе различных видов самоопределения лежит жизненное самоопределение, которое начинается с первого дня жизни как "выполнение человеком своего предназначения"[1].
Рассмотрим виды самоопределения, которые нашли отражение в исследованиях и практике психологии бизнеса.
1. Социальное и жизненное самоопределение, источником которого является социальная среда.
Жизненное и социальное самоопределение часто рассматриваются как очень близкие типы. Для них характерны следующие признаки: а) глобальность того образа и стиля жизни, которые специфичны для жизненной среды, в которой обитает данный человек; б) роль социокультурных факторов (стереотипов, традиций, общественных норм и т.п.); в) зависимость от экономических, социальных, экологических факторов, определяющих жизнь данной социальной группы.
Жизненное самоопределение включает в себя не только выбор и реализацию человеком тех или иных социальных ролей, но и социальных стереотипов, выбор жизненного стиля и самого образа жизни, того или иного жизненного стереотипа.
В социальной психологии распространен подход, согласно которому социальное самоопределение представляет собой процесс формирования Я-концепции личности через освоение и принятие социальных ролей, позиций в общей системе социальных отношений.
Социальные роли как усвоенный поведенческий репертуар представляет собой соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Социальная или статусная позиция связана с местом, положением индивида в системе отношений в обществе, определяемым по ряду специфических признаков и регламентирующим стиль поведения. Кроме того, в современных работах социальная позиция выступает как взгляды, представления, установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые в референтных группах.
При исследовании социальных ролей и позиций личности возникают вопросы о влиянии социальных институтов на самосознание личности, таких как власть, политика, бизнес, образование и т.д. Например, власть как элемент социального влияния рассматривается важным фактором регулирования поведения человека и формирования его представлений о себе[2].
В качестве основного внутреннего инструмента, регулирующего ОГЛАВЛЕНИЕ ролевого репертуара, во многих работах выделяется механизм социального выбора. Ярким примером является концепция самоопределения как системы социальных проб, согласно которой одной из главных составляющих социального самоопределения является социальный выбор.
В ситуации выбора проявляется субъектность человека и его самость, что сопровождается формированием системы ценностных ориентаций, взглядов, убеждений.
Мы рассматриваем социальное самоопределение как[3]:
• процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей, средств и методов жизнедеятельности, самореализации, поведения в конкретных жизненных ситуациях;
• определение своей системы ценностей в системе ценностей общества и конкретной трудовой организации, т.е. занятие своей ценностной позиции в социокультурном пространстве;
• определение своего места и роли в системе групповых и общественных отношений;
• определение направления развития в профессиональной сфере в процессе поиска и нахождения оптимальных способов самовыражения;
• умение отнести себя к тому или иному психологическому и социальному типу личности по конкретному основанию;
• необходимое условие собственного развития от Я-реаль- ного (сегодняшнего) к Я-будущему;
• условие формирования чувства самоопределенности, самостоятельности, уважения к себе и окружающим людям.
• Социальное самоопределение связано с личностно значимой ориентацией в системе социальных отношений.
2. Профессиональное самоопределение, формирующееся соответственно в контексте профессиональной среды и деятельности.
Профессиональному самоопределению свойственны: а) большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.); б) наличие благоприятных условий (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.).
Известный исследователь проблем профессионализации Е. А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение как деятельность, принимающую то или иное ОГЛАВЛЕНИЕ в зависимости от этапа развития человека как субъекта труда. Автор выделяет два уровня профессионального самоопределения: гностический – перестройка сознания и самосознания; практический – реальные изменения социального статуса человека (Климов, 1996).
Н. С. Пряжников считает, что профессиональное самоопределение заключается в самостоятельном и осознанном нахождении смыслов выбираемой или уже выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации, а также нахождении смысла в самом процессе самоопределения. Главным аспектом профессионального самоопределения является формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития – профессионального, жизненного и личностного (Пряжников, 1996).
Профессиональное самоопределение предполагает выработку карьерного плана и выбор конкретной профессии. Но не только это. Оно означает "вхождение" человека в мир профессий и формирование образа жизни. По сути, это событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни[4].
В связи с тем что профессиональная деятельность влияет на образ жизни людей, многие авторы подчеркивают социальный смысл профессионального самоопределения. Согласно Е. А. Климову, этот процесс должен рассматриваться не "в эгоистическом смысле, а в приобщении к обществу, к цивилизации, к культуре" (Климов, 1996). При этом большая роль отводится общественным системам воспитания и обучения, в которых вырабатываются стереотипы отношения к учению и труду и в дальнейшем могут распространяться и на другие сферы.
Профессиональное самоопределение зависит от многих факторов, среди которых традиционно выделяются уровень развития личности, интерес к делу, способности, особенности семьи (статусный, образовательный, материальный уровень), условия воспитания и обучения, социальная престижность профессий, роль СМИ и т.д. Некоторые факторы достаточно стабильны, например роль образовательного уровня семьи, наличие способностей к делу. Другие – динамичны. Например, в последние годы выросла роль материальных факторов, изменился престиж некоторых профессий и т.д.
Профессиональное самоопределение личности сопровождается изменением представлений человека о себе, своем месте в профессиональном и социальном мире, т.е. обретением профессиональной идентичности. Этот процесс лежит в основе профессионального становления, превращения индивида в профессионала. Проблема заключается в том, какое место занимает профессиональная картина Я в самосознании человека и как она соотносится с другими представлениями о себе.
Прослеживается тесная связь профессионального самоопределения и профессиональной идентичности. Так, Л. Б. Шнейдер считает, что профессиональное самоопределение есть такой этап социализации, внутри которого человек приобретает готовность к самостоятельной профессиональной деятельности, т.е. становится субъектом деятельности. Профидентичность является категорией профессионального самосознания, отражает единство профессионального менталитета и мастерства, порождается профессиональным опытом и профессиональным общением и выступает как самостоятельное и осознанное владение смыслами выполняемой работы. Если профессиональное самоопределение – это проектирование и строительство трудового и, в целом, жизненного пути, то профидентичность – это освоение завершенного строительства. Если первое без второго бессмысленно, то второе без первого нереально. В данной концепции профессиональная идентичность рассматривается как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества. Это также и определенная степень отождествления-дифференциации себя с делом и другими, которая проявляется в когнитивных эмоциональных и поведенческих самоописаниях Я[5].
Профессиональная идентичность – интегративное понятие, в котором выражается взаимосвязь когнитивных, мотивационных и ценностных личностных характеристик, обеспечивающих ориентацию и взаимодействие в мире профессий, позволяющих более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности и профессиональном сообществе, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора и направления развития. Представление человека о своем месте в профессиональной общности, сопровождающееся определенными ценностными и мотивационными ориентирами, а также субъективным отношением к собственной профессиональной принадлежности составляет основу профессиональной идентичности[6].
Для понимания природы профессиональной идентичности интересны работы Е. П. Ермолаевой, в которых исследуется профессиональный маргинализм, как поведенческий и концептуальный антагонист профессиональной идентичности[7].
В этом подходе подчеркивается важность и взаимосвязь как минимум следующих вопросов социального самоопределения личности: "Кто я? Что и как я делаю?" – собственно вопросы идентичности, направленные на получение знаний о самом себе в контексте существующих социальных отношений и требований деятельности. "Какой я?" – вопрос ценностей, направленный на осознание смысловых компонентов своего Я, на развитие представлений об атрибутах должного по отношению к различным ситуациям и людям. "К чему я стремлюсь?" – вопрос мотивации, эффективно ответить на который можно, только осознав первые два вопроса[8].
Выделяя когнитивные, мотивационные и ценностные компоненты идентичности, отметим, что особую сложность представляет исследование когнитивных компонентов, которые по нашему мнению, составляют ядро идентификационной структуры.
• Профессиональное самоопределение – процесс, в ходе которого происходит осознанный выбор профессии, формирование профессиональной идентичности, определяется вектор дальнейшего профессионального развития и совершенствования.
3. Личностное самоопределение, характеризующееся следующими основными признаками: а) практически полное отсутствие формализации результата или уровня самоопределения; б) отсутствие стандартных условий для проявления; в) роль факторов эпохи, общественных стандартов[9].
В работах Μ. Р. Гинзбург личностное самоопределение разворачивается в рамках так называемого жизненного поля: совокупности индивидуальных ценностей, смыслов и пространства реальной жизни, охватывающего прошлое, настоящее и будущее[10].
Вероятно, можно выделить некоторые виды самоопределения, которые являются базовыми или более общими по отношению к другим – частным. Таковыми А. Л. Журавлев и А. Б. Купрейченко (2011) считают духовное и витальное самоопределение. Они могут считаться базовыми, если понимать духовность и витальность не в узком, а широком смысле слова. Духовное самоопределение включает в себя гностическое (базовые отношения к принципам устройства мира, общества и человека, выражаемые в категориях "Истинно –Ложно"), этическое или нравственное (целостная система воззрений на должную социальную жизнь, выражающая то или иное понимание сущности человека и его бытия в категориях "Добро – Зло" и отношение к ним) и эстетическое (базовые отношения к тому, что в этом мире является "прекрасным", а что "безобразным"). Второй базовый вид самоопределения назван нами витальным. Этот термин является наиболее уместным противопоставлением и одновременно дополнением к духовному самоопределению, поскольку понятия "телесное" или "материальное" самоопределение являются, по нашему мнению, более узкими и менее приемлемыми. При таком понимании витальное самоопределение есть определение значимости и стратегий удовлетворения основных потребностей, связанных с физическим выживанием, продолжением рода, первичными социальными связями. Эти базовые виды самоопределения регулируют жизнедеятельность человека практически во всех сферах жизни. На основе духовного и витального самоопределения осуществляется личностное и жизненное самоопределение субъекта. Перечисленная совокупность видов самоопределения (духовное, витальное, личностное, жизненное) выступает основой частных видов самоопределения (социального, экономического, политического, гражданского, этнического, профессионального и т.д.). Такое понимание родо-видовых связей разных видов самоопределения возвращает нас к описанной выше уровневой структуре, включающей устойчивый "стержень" и динамичную "оболочку", которая в данном случае становится концентрически представленной моделью (рис. 3.3).
Таким образом, самоопределение личности в бизнесе является неотъемлемой частью ее жизненного и личностного самоопределения и базируется на наиболее общих представлениях об устройстве мира и общества, принципах и смыслах жизни, наиболее значимых ценностях и ориентациях личности, ценностных идеалах и ценностных табу, основных жизненных способностях и притязаниях (духовное и витальное самоопределение). Самоопределение в бизнесе также пересекается (имеет общие элементы) с профессиональным, экономическим, социальным и культурным самоопределением. Разумеется, оно может быть связано и с другими видами, например, этническое или политическое самоопределение могут оказывать влияние на выбор вида экономической деятельности (например, через запрет на определенные способы материального самообеспечения и т.д.), на отношение к миру бизнеса и его агентам.
• Самоопределение в бизнесе – процесс, в ходе которого происходит осознанный выбор способа активности в бизнес-среде – ее направленности, принципов, стратегий и т.д., а также формирование позиции по отношению к другим субъектам бизнеса.
Самоопределение в бизнесе – сложный многоэтапный процесс, имеющий нелинейную динамику и специфичный для каждого субъекта бизнеса. Однако в нем можно выделить некоторые общие закономерности, этапы и детерминанты.