Лекция II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При изучении части II обучающийся (бакалавр, студент, магистрант, аспирант) должен:

знать

сущность и особенности таможенного декларирования товаров;

• сущность и виды цен мирового рынка, принципы формирования и обоснования внешнеторговых цен;

• правовые и организационные основы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности;

• сущность, принципы, методы маркетинга во внешнеэкономической деятельности;

• сущность и классификацию базисных условий поставки товаров;

уметь

организовывать участие в выставках и ярмарках товаров под эгидой Торгово-промышленной палаты России;

• выявлять проблемы установления оптимальных хозяйственных связей с отечественными и зарубежными партнерами и предлагать способы их решения;

• применять термины Инкотермс-2010 при разработке внешнеторговых контрактов;

• выполнять выбор наиболее рациональных видов транспорта для международных перевозок грузов;

• осуществлять выбор маркетинговой стратегии и разработку сбытовой политики;

владеть

• культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

• таможенно-тарифными и нетарифными методами регулирования внешнеэкономической деятельности;

• навыками профессиональной аргументации при оценке экономической эффективности коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями при принятии управленческих решений;

• навыками использования нормативных правовых документов во внешнеэкономической деятельности.

Лекция 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Цели и принципы регулирования ВЭД

Основные цели регулирования ВЭД следующие:

• использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России развитой рыночной экономики;

• содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

• создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

• защита национальных внешнеэкономических интересов и внутреннего рынка;

• создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Регулирование ВЭД в России в условиях рыночной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

• единство внешнеэкономической и внутренней экономической политики;

• единство систем государственного и негосударственного регулирования и контроля за его реализацией;

• перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;

• четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;

• обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение в настоящее время имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

• определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;

• разработка соответствующих федеральных программ;

• защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан, в частности;

• разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;

• подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль их исполнения;

• организация и контроль деятельности торгпредств Российской Федерации за рубежом;

• определение и реализация валютной политики страны;

• формирование и использование золотовалютных резервов Российской Федерации;

• контроль порядка купли-продажи отдельных товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);

• разработка платежного баланса Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации в условиях рыночной экономики правомочны:

• осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;

• контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;

• предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам Российской Федерации;

• заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции;

• иметь представителей в торговых представительствах Российской Федерации за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.

Определенные вопросы находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов:

• координация действий участников ВЭД;

• выполнение договоров Российской Федерации с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);

• разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;

• регулирование приграничной торговли;

• информационное обеспечение ВЭД.