Лекция II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При изучении части II обучающийся (бакалавр, студент, магистрант, аспирант) должен:
знать
• сущность и особенности таможенного декларирования товаров;
• сущность и виды цен мирового рынка, принципы формирования и обоснования внешнеторговых цен;
• правовые и организационные основы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
• сущность, принципы, методы маркетинга во внешнеэкономической деятельности;
• сущность и классификацию базисных условий поставки товаров;
уметь
• организовывать участие в выставках и ярмарках товаров под эгидой Торгово-промышленной палаты России;
• выявлять проблемы установления оптимальных хозяйственных связей с отечественными и зарубежными партнерами и предлагать способы их решения;
• применять термины Инкотермс-2010 при разработке внешнеторговых контрактов;
• выполнять выбор наиболее рациональных видов транспорта для международных перевозок грузов;
• осуществлять выбор маркетинговой стратегии и разработку сбытовой политики;
владеть
• культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
• таможенно-тарифными и нетарифными методами регулирования внешнеэкономической деятельности;
• навыками профессиональной аргументации при оценке экономической эффективности коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями при принятии управленческих решений;
• навыками использования нормативных правовых документов во внешнеэкономической деятельности.
Лекция 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
Цели и принципы регулирования ВЭД
Основные цели регулирования ВЭД следующие:
• использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России развитой рыночной экономики;
• содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;
• создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
• защита национальных внешнеэкономических интересов и внутреннего рынка;
• создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.
Регулирование ВЭД в России в условиях рыночной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:
• единство внешнеэкономической и внутренней экономической политики;
• единство систем государственного и негосударственного регулирования и контроля за его реализацией;
• перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
• четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
• обеспечение равенства всех участников ВЭД.
Особое значение в настоящее время имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:
• определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;
• разработка соответствующих федеральных программ;
• защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан, в частности;
• разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;
• подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль их исполнения;
• организация и контроль деятельности торгпредств Российской Федерации за рубежом;
• определение и реализация валютной политики страны;
• формирование и использование золотовалютных резервов Российской Федерации;
• контроль порядка купли-продажи отдельных товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);
• разработка платежного баланса Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации в условиях рыночной экономики правомочны:
• осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;
• контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;
• предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам Российской Федерации;
• заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции;
• иметь представителей в торговых представительствах Российской Федерации за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.
Определенные вопросы находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов:
• координация действий участников ВЭД;
• выполнение договоров Российской Федерации с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);
• разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;
• регулирование приграничной торговли;
• информационное обеспечение ВЭД.