Лекция 7. Организация власти в субъектах РФ
Федеративное государство предполагает существование как минимум двух уровней власти: федерального и уровня субъектов. Для России как федеративного государства характерно наличие нескольких уровней государственного управления: федерального уровня, регионального (субъекты Федерации) и местного (органы местного самоуправления). Система трехуровневой власти является одним из признаков демократичности государства, а разделение полномочий между этими уровнями власти — признаком ее децентрализации.
Система государственной власти в Российской Федерации имеет два уровня — федеральный и региональный. Конституция регламентирует как исключительные полномочия федеральных органов государственной власти и исключительные полномочия региональных органов государственной власти, так и совместные полномочия федеральных и региональных органов власти. Полномочия органов местной власти в Конституции определены отдельно, поскольку в России гарантируется самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Правовым основанием образования и деятельности органов государственной власти субъектов РФ являются Конституция, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов Федерации.
Конституция определяет основные принципы, на которых должна строиться деятельность органов государственной власти субъектов РФ: самостоятельность и независимость органов власти субъектов РФ, обладающих вне предметов федерального ведения и предметов совместного ведения всей полнотой государственной власти; государственная целостность и единство органов государственной власти; защита прав граждан на всей территории Российской Федерации; разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ.
Установление общих принципов организации государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно. Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ четко установил систему органов государственной власти регионов, которую составляют: 1) законодательный (представительный) орган государственной власти; 2) высший исполнительный орган государственной власти; 3) иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.
Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами: 1) государственная и территориальная целостность России; 2) распространение суверенитета России на всю ее территорию; 3) верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории России; 4) единство системы государственной власти; 5) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; 6) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов РФ; 7) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по взаимному соглашению могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий.
Специфику организации государственной власти в субъектах РФ определяет распределение полномочий исследуемого уровня управления по горизонтали, механизм взаимного сдерживания и контроля, способ формирования и политическая ответственность исполнительных органов власти и высших должностных лиц субъекта РФ. Именно это характеризует форму правления в конкретном регионе в рамках известных трех моделей организации власти: президентской, парламентской или смешанной (президентско-парламентской).